По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Храм Вознесения Господня

Вознесенская церковь (или Феодосиевская, кок ее называют в народе) – один из последних храмов, построенных в Перми до революции.

В 1896 г., к 200-летию со дня кончины архиепископа Черниговского Феодосия, состоялось прославление его в лике святых Русской Православной Церкви и открытие честных мощей святителя.

Вдохновленный церковными торжествами, владелец крупной судоходной компании пермский купец Николай Васильевич Мешков объявил в купеческом клубе о своем намерении построить в городе храм в честь святителя Феодосия. Пермское купечество поддержало это благое начинание. Решением Пермской городской Думы был образован строительный комитет, который возглавили столпы уральского купечества.

В 1903 г. местный купец Александр Павлович Бабалов пожертвовал пермскому епархиальному начальству под строительство храма пустопорожнюю усадебную землю, находящуюся в густозаселенных кварталах города, называемых Новой деревней.

13 мая 1903 г. епископ Пермский и Соликамский Иоанн выдал грамоту на закладку в городе нового четырехпрестольного храма в честь Вознесения Господня, с двумя приделами: во имя святителя Феодосия Черниговского, чудотворца, и во имя Герасима, Питирима и Ионы, святителей Великопермских. 15 мая того же года, в день Вознесения Господня, протоиерей градопермского кафедрального собора Александр Воскресенский совершил водосвятный молебен и обряд закладки нового храма. Проектировал церковь пермский архитектор Александр Иванович Ожегов.

Сооружение Вознесенского храма велось почти исключительно на народные средства, которые щедро жертвовали как простые граждане, так и люди состоятельные. Уже в 1904 г. был освящен нижний придел – во имя преподобного Серафима Саровского. Казалось бы, благодаря народному рвению церковь будет построена в считанные месяцы, однако начавшаяся в 1904 г. русско-японская война и вслед за ней – революция 1905 г. сдвинули на несколько лет завершение строительства. Трудоспособное население так или иначе оказалось втянутым в политические разногласия, денежные поступления значительно сократились, и возведение храма затянулось.

В 1910 г. строительство наконец было завершено, и 12 декабря епископ Пермский и Соликамский Палладий (Добронравов) торжественно освятил в верхнем этаже храма главный придел – в честь Вознесения Господня. Правый придел, во имя святителя Феодосия Черниговского, был освящен 26 октября 1914 г., левый, во имя первосвятителей Пермских Герасима, Ионы и Питирима, – 17 декабря 1917 г.

Краснокирпичный Вознесенский собор – прекрасный образец новорусского стиля: его архитектура сочетает приемы древнерусского зодчества и современного храмостроительства. Это стройный, бесстолпный храм «корабельного» типа. Храмовая часть перекрыта полукруглым сводом, над алтарем возведен четырехгранный куб, увенчанный традиционным русским пятиглавием.

Пермяки сразу полюбили светлый, просторный храм, и он стал одним из наиболее посещаемых храмов епархии. Среди святынь храма Вознесения были частицы мощей святителя Феодосия Черниговского, привезенные по благосло- вению Святейшего Синода в Пермь из города Чернигова.

С 1904 по 1918 гг. настоятелем храма являлся один из авторитетнейших священников Пермской епархии – протоиерей Стефан Богословский.

После установления в Пермской губернии Советской власти, в 1922 г., здание Вознесенской церкви было национализировано и передано в бесплатное и бессрочное пользование приходского совета.

В 1923 г. в общине Вознесенского храма произошло разделение. При содействии Советской власти верхние приделы храма были захвачены обновленцами. В нижнем приделе преподобного Серафима Саровского продолжали молиться верующие, сохранившие верность Святейшему Патриарху Тихону. А в 1926 г. место «обновленцев» в верхнем храме заняли приверженцы так называемого «григорьевского» раскола. В 1927– 1928 гг. верующие обращалась в горисполком с просьбой о регистрации новой общины, «так как посещать близкий нам Феодосиевский храм, который теперь находится в руках так называемых «григорьевцев», мы не можем по своим религиозным убеждениям».

В декабре 1928 г., когда на Пермскую кафедру был назначен епископ Павлин (Крошечкин), в связи с неоднократным обращением верующих в горисполком власти приняли решение об изъятии Вознесенской церкви у «григорьевцев» и передаче ее «более благонадежной общине сергиевской ориентации».

Вознесенский храм в этот период стал кафедральным собором Пермской епархии, ее духовно-административным центром. Под сводами собора собирались священники, потерявшие приходы, монахи из закрытых монастырей, миряне, жаждавшие духовного утешения. Три раза в неделю в храме совершал Божественную литургию епископ Павлин, в остальные дни – приближенное к нему духовенство, в их числе постриженики Глинской пустыни архимандрит Таврион (Батозский) и иеромонах Андроник (Лукаш).

По воспоминаниям прихожан, в Вознесенском соборе образовался негласный монастырь, насчитывавший около 40 монашествующих, в их числе – бывшие насельники и насельницы Белогорского Свято-Николаевского мужского и Пермского Успенского женского монастырей. Настоятелем Вознесенского храма стал быв- ший наместник Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря архимандрит Таврион (Батозский), который после за- крытия обители вынужден был скитаться по России вслед за епископом Павлином. Желая сохранить в народе православную веру, архимандрит Таврион тайно организовал при соборе церковно-приходскую школу, где преподавал детям Закон Божий.

Оживление церковной деятельности Вознесенско-Феодосиевской церкви вызвало соответствующую реакцию в органах Советской власти: 28 октября 1928 г. были арестованы: настогятель собора архимандрит Таврион (Батозский), протоиерей Николай Долгушин, служивший в Вознесенском храме на должности регента и псаломщика, а также член церковно-приходского совета Алексей Васильевич Запольский.

Однако арестами дело не ограничилось. На заседании малого президиума Пермского облисполкома 18 мая 1930 г. было принято постановление об «изъятии у общины «сергиевцев» здания Феодосьевской церкви, возбуждения ходатайства перед Уральским облисполкомом о закрытии названной церкви и об обращении ее под общежитие».

В начале 30-х годов здание храма было перестроено под хлебозавод. № 2, который сдали в эксплуатацию в феврале 1935 г. К концу 60-х годов была полностью утрачена кровля, в аварийном состоянии находились несущие конструкции крыши, появились пристрои, искажающие первоначальный вид храма-памятника. Частично был утрачен декор фасадов, уничтожены росписи храма и иконостас. В аварийном состоянии находилась колокольня храма.

В 1968 г. хлебозавод выехал из здания церкви, и началась его реставрация. 23 октября 1969 г. решением Пермского облисполкома о постановке на учет памятников истории и культуры здание Вознесенской (Феодосиевской) церкви было принято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства.

7 мая 1981 г. Пермский облисполком принял решение о передаче здания на баланс областного управления культуры – для приспособления под органный зал филармонии. В 1988 г., когда уже шла подготовка к строительным работам по переоборудованию Вознесенской церкви под органный зал, выяснилось, что фундаменты наружных и внутренних стен здания не вынесут соответствующих нагрузок. Возникло решение снести здание храма, а на его месте построить новое, с сохранением внешнего вида фасада. Однако этого не произошло. 16 июля 1991 г., после неоднократных обращений архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка), Пермский областной Совет народных депутатов вынес постановление о возвращении Феодосиевского храма религиозной общине Русской Православной Церкви. В храме сразу начались масштабные реставрационные работы. В короткие сроки полностью отреставрировали фасад здания, колокольню, подняли новые купола.

В храме поставили величественный иконостас, установили старинные иконы в киотах, обновили настенную живопись, выложили мозаичный пол. В 1993 г. полностью отреставрировали нижний храм преподобного Серафима Саровского.

В 1994 г. в восстановленном Вознесенском соборе возобновились богослужения. Через два года произошло знаменательное событие: 11 мая 1996г., в дни празднования 600-летия со дня блаженной кончины святителя Стефана Великопермского, в Вознесенском храме совершил Божественную литургию Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 

5 декабря 2000 г. здание Вознесенской (Феодосиевской) церкви вошло в официально утвержденный «Список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения». 21 сентября 2003 г. в Перми состоялись торжества, посвященные 100-летию Вознесенский храм Господня. В 2018 г. в храм Вознесения Господня для постоянного пребывания были принесены мощи священномучеников Павла и Григория Мокинских.

С 2019 г. настоятелем храма Вознесения Господня является благочинный Монастырского округа иеромонах Иосиф (Романов). В 2020 году в храме завершены работы по реставрации настенной живописи.

По материалам книги "Храмы Перми" и газеты "Православная Пермь".

Адрес храма: г. Пермь, ул. Екатерининская, 170;

Телефон: +7 (342) 236-18-25, +7 (342) 236-74-59.