Храм Успения Пресвятой Богородицы
Старое кладбище – это самая древняя часть Егошихинского погоста. 30 мая 1832 г., после закладки каменного Всехсвятского храма на Новом кладбище, деревянная церковь Всех Святых, построенная в 1784 г. по проекту губернского архитектора Федора Паульсена, была переименована в честь Успения Пресвятой Богородицы. При Успенском храме продолжала существовать городская богадельня. 24 мая 1837 г. здесь побывал цесаревич Александр Николаевич – будущий царь освободитель Александр II.
В 40-х годах XIX в. благодаря усердию Михаила Гавриловича Сведомского, замечательного деятеля на ниве первоначального устройства городских хозяйств и училищ в Пермской губернии, деревянную Успенскую кладбищенскую церковь перестроили.
Старокладбищенский храм являлся приписным к Петропавловскому собору и отличался своей бедностью. В 1882 г. старостой Успенской церкви был назначен пермский купец и щедрый благотворитель Иван Варфоломеевич Сыропятов. Благодаря его усердным трудам и пожертвованиям храм преобразился и обрел новые святыни: в нем был установлен новый иконостас, приобретена дорогостоящая церковная утварь, иконы украшены драгоценными ризами.
Определением Святейшего Синода в апреле 1883 г. старосте Пермской Старокладбишенской Успенской церкви купцу Сыропятову «за заслуги по духовному ведомству» было преподано Синодальное бла- гословение с выдачей грамоты.
До конца XIX в. храм продолжал благоукрашаться.
12 июля 1887 г. в Успенской церкви установили и освятили новые Царские врата – ажурные, из кованого серебра.
10 мая 1888 г. пермский купец Григорий Маркелович Рябинин пожертвовал церкви икону «Деисус» в серебряной ризе, с лампадой. Однако несмотря на старания благотворителей с течением времени деревянное строение обветшало, и начался сбор «доброхотных подаяний» для строительства на Старом кладбище новой, каменной церкви.
25 июня 1900 г. епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) совершил закладку каменного храма в честь Успения Богоматери. Церковь построили по проекту известного уральского архитектора Александра Ивановича Ожегова. В период возведения нового храма в деревянной церкви совершались богослужения. 2 мая 1905 г., перед началом сооружения сводов, ветхая деревянная постройка Успенской церкви была снесена. Новый храм построили благодаря усердным трудам старосты церкви, пермского купца 2-й гильдии Василия Ивановича Королева.
Выстроенная в русском стиле, с колокольней, небольшая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была украшена арками и кокошниками. Она радовала прихожан своим благолепным, нарядным видом. Ее архитектурный облик во многом повторял композицию прежнего, деревянного храма. Церковь обнесли оградой: с юго-западной стороны – каменной, а с юго-восточной – деревянной.
21 ноября 1905 г. епископ Пермский и Соликамский Никанор (Надеждин) совершил освящение вновь выстроенной церкви на Старом кладбище; главный престол был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В цокольном помещении устроили придел в честь святителя Стефана Великопермского. 27 апреля 1910 г. указом Святейшего Синода Успенский храм был откреплен от Петропавловского собора, и 3 мая в Старокладбищенскую церковь назначили первого настояте- ля – протоиерея Андрея Знаменского.
Старое Егошихинское кладбище, на котором появился новый храм, для пермяков являлось местом достопримечательным, почитаемым. Оно открывало людям, бывающим здесь, страницы летописи родной истории, олицетворяло скоротечность и глубокий смысл земного бытия. Кладбище располагалось на живописном берегу реки Егошихи, и вместе с узорчатым, светлым Успенским храмом оно представляло собою место уединения и покоя.
В дневниковых записях Великого Князя Михаила Александровича Романова, сделанных им в 1918 г., в период ссылки в Пермь, есть упоминания о прогулках по Старому Егошихинскому кладбищу и его окрестностям: «...Пермь, 18/31 мая. Пятница. Утром кончил читать «Записки из мертвого дома». Днем Знамеровский и я прогулку сделали через старое кладбище, за ним спустились и поднялись через лесистый овраг, покрытый пихтами, внизу которого вьется речка, и вышли через деревню Горки обратно в город мимо Петропавловского собора...».
По свидетельству судебного следователя по особо важным делам при Омском окружном суде Николая Алексеевича Соколова, здесь, близ Успенской церкви на Егошихинском кладбище, в 1918 г. были преданы земле взятые в заложники и без вины убитые люди, имевшие непосредственное отношение к Императорской Семье, а также священнослу- жители храмов и монастырей Перми. Их останки после прихода в Пермь войск Колчака были извлечены из общих могил за городом, опознаны и захоронены по православному обычаю.
В первые годы Советской власти Успенская церковь на Старом кладбище являла собой своеобразный центр противодействия новой идеологии. Службы в храме шли, как и прежде: молились за Россию, за родных и близких, арес- тованных и убитых в братоубийственной Гражданской войне. Священнослужители и прихожане в радости и скор- би были единой духовной семьей.
Старокладбищенская церковь разделила печальную участь большинства православных храмов России. В 1922 г., когда повсеместно изымались церковные ценности, храм лишился лучших произведений церковного искусства. Серебряные Царские врата, дорогие оклады икон, некогда украшавшие церковь, конфисковали и отправили на переплавку.
В Успенском храме некоторое время действовала обновленческая община, она занимала нижний, Стефановский придел. В главном, верхнем приделе продолжали служить и молиться верные чада Православной Церкви.
В 1930 г. в Перми скончался непримиримый борец с обновленцами епископ Соликамский Хрисанф (Климентьев). Его похоронили на Егошихинском кладбище, близ Успенской церкви.
Духовенство Успенского храма подвергалось многочисленным репрессиям. Первым в 1932 г. был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы настоятель церкви протоиерей Леонид Зубарев. В 1937 г. арестованы и приговорены к высшей мере наказа- ния – расстрелу настоятель Успенского храма протоиерей Григорий Посохин, священники Иоанн Демаков и Яков Угольников, диакон Михаил Баннов. Служение в Старокладбищенской церкви продолжили новый настоятель храма протоиерей Николай Логинов, а также освободившиеся из заключения благочинный Пермского округа Николай Пшеничников, иеромонахи Андроник (Лукаш) и Димитрий (Пьяных).
Несмотря на запреты, духовенство Успенского храма не боялось говорить о Боге, собирать людей на общие исповеди, крестить, проповедо- вать. Все священники в 1939 г. были арестованы и приговорены к пяти годам лагерей. В октябре того же года Успенскую церковь «за отсутствием священнослужителей» закрыли для богослужений и решением облисполкома от 24 января 1940 г. передали под Дом физической культуры. Вскоре здание храма перешло к Молотовскому Управлению кинофикации.
В послевоенные годы устроенный в Старокладбищенской церкви склад кинопроката сгорел. Здание, утратившее крышу и купола, осталось без надлежащего присмотра. Полуразрушенную, заброшенную кирпичную постройку некогда великолепного храма в 70-е–80-е годы использовали для тренировок спортсмены-альпинисты.
Возрождение церкви Успения Божией Матери на Старом Егошихинском кладбише началось в 1989 г., когда решением горисполкома здание храма передали верующим. Настоятелем Успенской церкви был назначен протоиерей Иоанн Сексяев. С духовным подъемом верующие взялись за восстановление храма, и 21 октября 1989 г., в день памяти преподобного Трифона Вятского, в цокольном этаже было совершено освящение престола архиерейским чином.
В течение двух последующих лет продолжалась реставрация верхнего Успенского храма, который ныне полностью восстановлен – в соответствии со старинными чертежами и фотографиями. Здание церкви увенчалось двумя куполами с голубыми маковками; каменную кладку стен окрасили в желтый и белый цвет. Внутренний интерьер храма частично восстановлен, пол выложен голубым уральским мрамором.
Первая служба в Успенской церкви была совершена в день Архистратига Божия Михаила – 21 ноября 1992 г.
К этому времени прихожане принесли в свой храм немало старинных образов. Руководство Пермской художественной галереи передало из запасников шесть икон. Особенно ценным даром явилась написанная на Афоне икона Бого- матери «Троеручица».
Реставрационные работы продолжались до 1997 г. К этому времени в верхнем храме по дореволюционному образцу был установлен деревянный иконостас с иконами, написанными пермскими художниками, в ограде церкви восстановлены каменная часовня в честь преподобного Сергия Радонежского и входные ворота. Позднее при церкви построили дом для работы приходского совета и воскресной школы.
В настоящее время настоятелем храма является священник Сергий Костыркин.
Адрес храма: г. Пермь, ул. Парковая, 18;
Телефон: +7 (342) 216-81-11, +7 (342) 216-87-00.