По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Свято-Троицкий кафедральный собор

Возведение Свято-Троицкой церкви но горе Слудке тесно связано с восстановлением Перми после крупного пожара 1842 г. По воспоминаниям очевидца, пожар случился в праздник Воздвиженья Креста Господня – 14 сентября. «Город загорелся не в одном месте, а с двух противоположных сторон одновременно.. Менее чем за сутки пространство (..) обратилось в дымящуюся площадь, уставленную печными трубами деревянных и обгорелыми стенами каменных домов. Сгорело в этот пожар 300 домов». Огонь прошел разрушительным потоком и истребил лучшую и главнейшую часть города Перми. Центр Перми пришлось отстраивать заново.

Размышляя над планом застройки, бывший городской голова и купец 2-й гильдии Егор Иванович Шавкунов предложил властям построить новый храм – на Слудке, в том месте, где деревянные постройки выгорели дотла. Пермское городское общество идею одобрило и постановило воздвигнуть в Перми новый трехпрестольный храм, посвяшенный Святой Живоначальной Троице. Церковь предполагалось строить на пожертвования горожан и личные средства купца Шавкунова, обещавшего взять на себя основные расходы в этом благородном деле. Будучи в преклонных летах, Егор Иванович Шавкунов не успел осуществить свой замысел. Достроить храм он завешал своему сыну, Петру Егоровичу Шавкунову.

В 1845 г. на Слудской горе заложили каменную церковь во имя Святой Троицы с двумя приделами – святого великомученика Георгия Победоносца и святого пророка Илии. Церковь строили всем миром: средства на постройку жертвовали и дворяне, и богатое купечество, и крестьянство. Высокий, благолепный храм возводили с чинной неспешностью и в результате построили, что называется, на века. 20 октября

1857 г. архиепископ Пермский и Верхотурский Неофит (Соснин) освятил главный престол храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Свято-Троицкая церковь на Слудке сразу стала архитектурным украшением города. Пять сияюших золотом куполов величаво возвышались над городом; трехьярусная колокольня имела арочные проемы по сторонам света, которые выделялись дорическими полуколоннами; дверные проемы украшали полуналичники. Весь храмовый комплекс окружала кирпичная ограда с коваными решетками, с севера, юга и запада стояли ворота с вставными иконами. В деталях внешнего убранства присутствовали элементы русско-византийского стиля, который предполагает строгое соблюдение старых канонов русского церковного зодчества, восходящих к византийской традиции. Свято-Троицкая церковь открывала панораму города с реки Камы, служила его важнейшим архитектурным маяком с западной стороны. Но Свято-Троицкий приход был не только прекрасной декорацией Перми: именно здесь разместился центр духовного просвещения края.

В честь посещения губернской столицы оберпрокурором Святейшего Синода Константином Победоносцевым 1 октября 1890 г. при Свято-Троицкой церкви открылась Константиновская церковно-приходская школа. Ее полюбили не только маленькие пермяки, которые постигали здесь азы Православия, но и взрослые жители города: для них в зимний период здесь устраивались народные просветительские чтения.

Революционные события 1917 г. и приход к власти большевиков разрушили привычный уклад жизни русского народа. В сентябре 1917 г. Советское правительство объявило «красный террор», одной из жертв которою в Пермской епархии стал клирик Свято-Троицкой церкви, священномученик Константин Широкинский. После организованного в Перми покушения на членов ВЧК его взяли в заложники и 21 сентября 1918 г. расстреляли.

В 1923 г. Спасо-Преображенский кафедральный собор захватили обновленцы, и кафедра правящего архиерея была перенесена в Свято-Троицкую церковь на Слудке. В 1926 г. Свято-Троицкий храм серьезно пострадал от пожара. Сгорели верхний ярус колокольни с куполом и четыре малых купола. Очевидно, по этой причине назначенный на Пермскую кафедру в 1927 г. епископ Павлин (Крошечкин) перенес епископскую кафедру в Вознесенско-Феодосиевскую церковь. Внутреннее же пространство обезглавленного Свято-Троицкого собора в течение десяти лет заливало дождем. Отремонтировать храм не представлялось возможным, так как власти не давали на это разрешения.

В январе 1936 г. нуждающийся в ремонте собор закрыли для богослужений, с колокольни сбросили колокола. В слегка отремонтированном здании хра- ма разместилась детская колония. В начале Великой Отечественной войны церковь приспособили под склад артиллерийского вооружения Наркомата обороны.

Возрождение литургической жизни в Свято-Троицком соборе неразрывно связано с открытием в годы войны Молотовской епархии Русской Православной Церкви. В декабре 1943 г. назначенный на возобновленную Молотовскую кафедру епископ Александр (Толстопятов) подал ходатайство об открытии Свято-Троицкого храма в качестве кафедрального собора, и 28 февраля 1944 г. храм передали Русской Православной Церкви. В кратчайшие сроки православные пермяки отремонтировали храм. Однако даже после ремонта церковь не выглядела столь изящно и ве- личественно, как прежде.

На храмовой части осталась только одна центральная глава, колокольня стала меньше на один ярус, а вместо церковных колоколов на колокольне установили корабельные рынды. Торжественное освящение главного престола церкви во имя Святой Живоначальной Троицы было совершено епископом Молотовским и Соликамским Александром (Толстопятовым) 25 мая 1944 г. Храм стал именоваться Свято-Троицким кафедральным собором. В июле 1944 г. в ограде храма отремонтировали небольшой двухэтажный каменный дом дореволюционной постройки; в нем стали располагаться Молотовское епархиальное управление, квартира епископа и его рабочий кабинет. В годы Великой Отечественной войны духовенство и прихожане Свято-Троицкого кафедрального собора внесли свой вклад в победу над врагом. В 1944 г. церковно-приходский совет храма пожертвовал на военные нужды 25 тысяч рублей. Такая же сумма была передана верующими в приюты для детей военнослужащих, погибших на фронте, и на подарки для солдат. Всю войну в соборе не прекращался кружечный сбор – на танковую колонну «Дмитрий Донской».

В послевоенные годы Свято-Троцкий кафедральный собор оставался местом постоянного служения архипастырей Пермской епархии. Несмотря на хрущевские гонения, начавшиеся в конце 50-х годов, храм постепенно приобретал утраченное благолепие: были покрыты сусальным золотом кресты на куполах, обновлены настенные росписи, мастерами из Оренбурга изготовлен резной позолоченный иконостас. Тайно от властей иконостас привез в Пермь и установил в соборе его настоятель – протоиерей Орест Бычковский (впоследствии – архиепископ Пермский и Соликамский Николай). До конца советского периода Свято-Троицкий кафедральный собор оставался самым почитаемым храмом Пермской епархии. В праздничные и воскресные дни его заполняли прихожане, желавшие принять участие в архиерейском богослужении. В эти годы в соборе служили священники, составлявшие цвет духовенства Пермской епархии: протоиерей Михаил Лукканен, архимандрит Иоанн (Чувызгалов), протоиерей Герман Бирилов и другие. Архиерейскую службу в соборе украшали звучные голоса протодиаконов – Андрея Мазура, Василия Возгомента, Николая Шромова. Свято-Троицкий кафедральный собор в те времена славился пением большого архиерейского хора под руководством Александра Дмитриевича Тарантина (впоследствии – протодиакона).

В 1994 г. Свято-Троицкому кафедральному собору было передано старинное здание Константиновской церковноприходской школы. А 12 мая 1996 г., в дни празднования 600-летия со дня блаженной кончины святителя Стефана Великопермского, Свято-Троицкий храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

После назначения в 2002 г. на Пермскую кафедру епископа Иринарха (Грезина) началась комплексная реконструкция здания собора: в храме положили новые полы из турецкого мрамора, восстановили утраченный третий ярус и купол колокольни, подняли новые освященные колокола. Храм вновь стал пятиглавым: вокруг центрального купола установили четыре малых барабана с куполами. Таким образом, собор обрел свой исторический вид, стройность и величие. Одновременно с реставрацией внешнего вида Свято-Троицкого храма шло обновление и его внутреннего убранства. В соборе появились новые прекрасные иконы: Святой Троицы, Божией Матери – «Троеручица» и «О Тебе радуется», преподобного Серафима Саровского и другие. Две иконы Пресвятой Богородицы собор по- лучил в дар со Святой горы Афон: первая из них, «Отрада и Утешение», в дорогой серебряной ризе, была написана в Ватопедском монастыре, вторая, Иверская, – в греческом Иверском монастыре. Обе иконы помешены в специально изготовленные резные сени и установлены в боковых приделах. Иверская икона Божией Матери в настоящее время находится в Крестово-Митрофаниевском храме недавно возвращенного Церкви Архиерейского дома.

В 2010–2012 гг., в период управления Пермской епархией митрополитом Пермским и Соликамским Мефодием (Немцовым), ремонтно-реставрационная деятельность в СвятоТроицком соборе продолжилась. Вновь полностью обновлена настенная роспись – как в алтаре, так и в центральной части храма, завершились работы по реконструкции иконостасов. Ажурная резьба Царских врат, полуколонны и другие фигурные элементы тела иконостаса вызолочены, I снаружи завершены кровельные и фасадные работы. Старинный двухэтажный дом в ограде собора также отремонтирован. С 1945 г. за алтарем СвятоТроицкого кафедрального собора стали совершать погребения пермских архиереев и священнослужителей. В 2011 г. по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия архиерейский некрополь отреставрировали: обновили обветшавшие памятники на могилах пермских архипастырей, восстановили утраченные элементы мраморных и гранитных надгробий. Как и прежде, Свято-Троицкий кафедральный собор остается главным храмом епархии, ее духовным и административным центром.

Богослужение в СвятоТроицком соборе совершаются каждый день. У храма находится парковка для автомобилей.

По материалам книги "Храмы Перми" и газеты "Православная Пермь".

Адрес храма: г. Пермь, ул. Монастырская, 95;

Телефон: +7 (342) 237-21-40, +7 (342) 237-28-50.