По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Спасо-Преображенский собор

В 1560 г. местный купец и солепромышленник Иоанникий Строганов начал в основанном им же военном городке Конкор (ныне село Пыскор) строительство Спасо-Преображенского монастыря. Эта обитель имеет богатую историю, она пережила и духовный расцвет, и упадок. В ХVII–ХVIII вв. Московские Патриархи и митрополиты придавали огромное значение Пыскорскому монастырю как религиозно-нравственному оплоту христианства в Прикамье, крупнейшему центру миссионерства на Урале. Спасо-Преображенская обитель являлась также оплотом хозяйственных преобразований, в определенные периоды времени – центром культуры и развития ремесел.

В 1775 г. Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. После открытия в 1781 г. Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Евгения Петровича Кашкина Екатерина II издала указ: «Высочайше повелено монастырь сей перевесть... во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенским же». Развивающаяся обитель стала нуждаться в новом просторном храме. В 1798 г. по благословению епископа Вятского и Великопермского Амвросия в монастыре началось строительство летнего собора в честь Преображения Господня. Его закладку в 1798 г. освятил присланный из Вятки игумен Евсевий. Предполагалось построить храм, равного которому в губернии до того времени не было. Для этой цели был сделан заем крупной суммы денег под залог лучшей из митр, хранившихся в Пыскорской монастырской ризнице. 16 декабря 1799 г. указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия. Для размещения епархиального центра избрали мужской Спасо-Преображенский монастырь, преобразованный в архиерейский дом. Строящемуся монастырскому храму суждено было стать главным храмом Пермской епархии – Спасо-Преображенским кафедральным собором.

Планы архитекторов, взявшихся за строительство, были поистине грандиозными, поэтому возведение собора продолжалось медленно и завершалось с большими трудностями. В 1814 г. епископ Иустин освятил в честь Преображения Господня летний храм кафедрального собора. В нем установили иконостас из древнего Пыскорского Преображенского храма – с иконами, написанными в 1762 г. академиком Базилевским. В 1808 г. по ходатайству президента Императорской Академии художеств графа Александра Сергеевича Строганова император Александр I пожертвовал во вновь строящийся в Перми кафедральный собор дорогой иконостас из разноцветного уральского мрамора. Из-за малой высоты придела этот иконостас – настоящее произведение искусства – поместился в соборе только в усеченном виде, без верхнего яруса, поэтому прихожане не могли увидеть всей его красоты и изящества. Граф Строганов пожертвовал для подаренного императором иконостаса дорогие иконы, написанные известными петербургскими мастерами живописи – Угрюмовым, Егоровым, Шебуевым, Витбергом, Боровиковским и Бессоновым.

Весной 1818 г., когда строительство Спасо-Преображенского собора близилось к завершению, Преосвященный Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский, совершил закладку большой каменной соборной колокольни. Строительство началось по проекту губернского архитектора Петра Тимофеевича Васильева: он превзошел проект, предложенный известным итальянским мастером Луиджи Руска. Колокольню собора продолжали возводить с лета 1819 г. до осени 1824 г. За это время выстроили ее первый этаж – с колоннами и фронтонами. Строительные работы оплачивали меценаты, также для этой цели занимали деньги у Верхотурского Николаевского мужского монастыря, Вятского кафедрального собора и Пермской казенной палаты.

В 1825 гг., из-за недостатка средств строительство колокольни было приостановлено. И только в 1828 г., когда на епархиальную кафедру вступил епископ Пермский и Екатеринбургский Мелетий (Леонтович), работы вновь продолжились. Новый подрядный договор на сооружение соборной колокольни заключили с каменных дел мастером Андреем Петровичем Гусевым. В течение лета 1829 г. ему удалось завершить второй этаж грандиозного сооружения. В том же году был изменен первоначальный проект третьего и четвертого ярусов колокольни: новый вариант включал в себя высокий шпиль, увенчанный «крестом с распятием между сиянием и шаром из красной меди и вызолоченным же червонным через огонь золотом». В 1831 г., после одобрения проекта Святейшим Синодом, строительство продолжилось. 8 сентября 1831 г. в присутствии двух архи- пастырей – епископа Мелетия (Леонтовича) и его преемника по кафедре епископа Аркадия (Федорова) – на еще недостроенную, без верхнего яруса, каменную колокольню Спасо-Преображенского собора подняли старинные колокола быв- шего Пыскорского монастыря. В конце 1832 г. строительство соборной колокольни завершилось. По мнению пермского духовенства, кафедральная колокольня величественным видом и грандиозной высотой напоминала колокольню Московского Новоспасского монастыря. Церковная ризница кафедральному собору частично досталась по наследству от Пыскорского монастыря, частично поступила из Суздальского архиерейского дома. Ее составляли золотые под чернью сосуды, потиры, дискосы, большое, обложенное бриллиантами, Евангелие с образом Господа Вседержителя, лампады и подсвечники из серебра, облачения и митры, отделанные драгоценными камнями. При епископе Дионисии (Цветаеве) ризницу собора пополнила великолепная плащаница, изготовленная в Екатеринбургском Ново-Тихвинском девичьем монастыре: она была расшита по малиновому бархату золотом и серебром, украшена китайским жемчугом и драгоценными камнями. В 40-е годы XIX в. благоукрашение Спасо-Преображенского храма продолжалось. Огромный купол и стены в холодном приделе расписали талантливые пермские художники-иконописцы – крепостные крестьяне Никита Казаков и Петр Лодейщиков. По ходатайству герцога Максимилиана Лейхтенбергского, восхищенного работой крепостных мастеров, оба они получили свободу и поступили в Императорскую Академию художеств. По благословению правящего архиерея в холодном храме за клиросами установили два огромных киота с изящной резьбой и позолотой для размещения величественных икон святителей Стефана Великопермского и Митрофана Воронежского. Архитектор увеличил левое крыло колокольни, которое по длине стало равным правой Архиерейского дома, Турчевич убрал, вход перенес в угловую часть. Несмотря на незначительное количество декоративных элементов, грубо прорисованные капители колонн и пилястр, в целом кафедральный храм имел великолепный вид. Спасо-Преображенский собор стал символом Перми, украшением архитектурного облика губернской столицы.

В разные годы при посещении губернского города Перми в кафедральном храме молились царственные особы и близкие родственники императоров России: император Александр I (1824 г.), цесаревич Александр Николаевич – будущий император Александр II (1837 г.), герцог Максимилиан Лейхтенбергский – зять императора Николая I (1845 г.), Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (1914 г.).

В Спасо-Преображенском соборе служили гостившие в Перми известные церковные иерархи и священнослужители. Так, 26 июня 1904 г. Божественную литургию в кафедральном храме совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский. 25 декабря 1916 г,, в праздник Рождества Христова, епископу Пермскому и Кунгурскому Андронику (Никольскому) при совершении Божественной литургии сослужил архиепископ Литовский Тихон (Беллавин), будущий Всероссийский Патриарх. Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов XIX – начала XX вв. Здесь упокоились пять архиереев. Трое из них – епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) – были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) захоронены перед алтарем.

Главный храм Пермской епархии славился своими ревностными пастырями. Крупным церковным деятелем Прикамья являлся протоиерей Александр Матвеевич Луканин. С 1871 по 1889 гг. он служил в должности настоятеля собора, одновременно нес послушание в качестве редактора газеты «Пермские епархиальные ведомости». По воспоминаниям современников, отец Александр отличался выдержанностью и скромностью. Примером своей жизни он утверждал дух смирения, благочестия и преданности идеалам христианства. Авторитет батюшка заслужил благодаря своей высокой образованности и научным трудам в области церковной археологии. Земной путь протоиерея Александра Луканина завершился 7 ноября 1889 г., он был погребен в ограде Спасо-Преображенского кафедрального сбора. Еше одним пастырем, оставившим глубокий след в истории Пермской епархии, стал протоиерей Александр Александрович Воскресенский, бывший настоятелем кафедрального храма с 1889 по 1923 гг. Среди пермского духовенства отец Александр отличался особым благоговением к храму Божиему, осознанием высоты священного сана и пастырского долга, за что получил всеобщее уважение. Его называли человеком долга и службы, о чем свидетельствуют и многочисленные церковные награды. За усердное служение Церкви и Отечеству протоиерей Александр Воскресенский был награжден шестью орденами Российской империи.

2 февраля 1917 г. в кафед- ральном храме был рукоположен во епископа Соликамского, викария пермской епархии, ректор пермской духовной семинарии, свяшенномученик архимандрит Феофан (Ильменский).

5 марта, после Февральского переворота 1917 г., с амвона Спасо-Ппреображенского собора архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник сообщил собравшемуся народу об отречении от престола императора николая II. «Вы ждете от меня слова. что же могу сказать вам я, многогрешный...? не стало у нас царя... пусть всякий знает: отечество в опасности; оно потрясено в основах своих ...», – провозгласил Владыка. 4 июня 1918 г. ревностный Архипастырь был арестован и в ночь на 7 июня расстрелян.

В годы революции и Гражданской войны кафедральный храм сохранял свое духовное значение в жизни прикамья. Именно здесь 6 февраля 1919 г. пермяки торжественно встречали Верховного правителя россии адмирала Александра Васильевича Колчака, под руководством которого 11 декабря добровольческая Сибирская армия освободила пермь от большевиков.

25 мая 1919 г. Спасо-Преображенский собор праздновал свое 100-летие. Юбилей пришелся на день Святой Троицы, что придало празднику еще большую торжественность. В июне 1919 г. советская власть в перми была восстановлена. Продолжая репрессивную политику по отношению к православному духовенству и Русской Церкви, большевики безжалостно разрушали и грабили народные святыни. В 20-е годы пострадал и кафедральный собор. Его мраморный иконостас демонтировали, разобрали и вывезли, разграблению подверглась богатая ризница храма. С икон сняли серебряные и позолоченные ризы, конфисковали старинные облачения, митры, панагии. Бесследно исчез серебряный, покрытый золотом ковчег с частицей мощей святителя Стефана Пермского. За сопротивление изъятию церковных ценностей 9 декабря 1922 г. были арестованы епископ Пермский Сильвестр (Братановский) и члены церковного совета кафедрального собора. Им предъявили надуманные претензии в порче церковной ризницы. После разбирательства власти передали кафедральный храм приверженцам обновленческого раскола. 26 марта 1931 г. президиум ВциК одобрил постановление Уральского облисполкома о закрытии Спасо-Преображенского собора и переводе в его здание научно-промышленного музея. В том же году был составлен проект реконструкции здания храма для размещения в нем художественной галереи и научно-краеведческой библиотеки. 10 июля 1932 г. вышло окончательное постановление ВциК: «Указанный собор ликвидировать». После окончания Великой Отечественной войны верующие Молотовский епархии во главе с архиепископом Молотовским и Соликамским Иоанном Лавриненко) обратились в органы государственной власти с ходатайством об открытии Преображенского собора. Однако 15 января 1947 г. исполком горсовета и Уполномоченный совета по делам Русской Православной Церкви ответили отказом, так как «...здание было полностью переоборудовано под художественную галерею с большими затратами средств».

В настоящее время в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора попрежнему размешается Пермская государственная художественная галерея. Здесь находится большая коллекция картин русской живописи XVIII–XX вв., собрание икон XVII–XIX вв. (в т.ч. строгановской школы), собрание европейской живописи XVII–XIX вв., уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры. Эту бесценную коллекцию собрал и открыл миру пермский искусствовед Н.Н. серебряников.

Благодаря усилиям митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия (Немцова) дело возвращения главной святыни Пермской епархии сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на активное сопротивление незначительной части общественности Перми, 6 декабря 2011 г. Федеральное агентство по управлению госимуществом приняло решение передать здание Спасо-Преображенского кафедрального собора Пермской епархии. Вскоре после этого, в декабре 2011 г., на купол Спасо-Преображенского собора был установлен крест, а ранее, в 2010 г., крест был установлен на колокольне. В 2018 и 2019 годах был осуществлен ремонт фасада и кровель собора, который занял в общей сложности два летних сезона. Проведена огромная работа: произведен демонтаж старой штукатурки; заменены окна и двери; оштукатурены, зашпаклеваны и покрашены стены и колонны; произведен ремонт кровель основных конструкций и ремонт цоколя. Фасад собора теперь оснащен подсветкой. В течение следующего года запланировано заменить кровли двухэтажных пристроев. Все остальные работы по реставрации собора будут выполняться после переезда пермской государственной художественной галереи в новое здание, отвечающее всем условиям для благоприятного пребывания в нем экспозиции.

По материалам книги "Храмы Перми" и газеты "Православная Пермь".

Адрес храма: г. Пермь, Комсомольский проспект, 4

В здании собора в настоящее время расположена Пермская государственная художественная галерея.