По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Владимира Завадича, клирика храма Вознесения Господня города Перми

Воскресения день и просветимся торжеством!

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сёстры!

В знаменательные Дни Пасхи, мы вспоминаем Светлое Христово Воскресение не только как величайшее историческое событие, как веху, поставленную на карте веков. Прежде всего, мы торжествуем День освобождения от уз греха и от плена сатанинского рабства. Как некогда древние иудеи праздновали день «Пеʹсах»– торжество избавления народа от египетского рабства и исход от плена фараонского, так и мы в эти дни торжествуем свободу от Первородного греха Адама, совершенного нашими прародителями в Эдеме. Христос – Освободитель, своею Честною Кровью искупил нас от древнего тлена!

Слово «Пасха», заимствованно от еврейского «Пеʹсах» - дословно оно означает «прошёл мимо». Значение этого слова отправляет нас во времена противостояния египетского Фараона и Водителя народа Божьего – пророка и Боговидца Моисея. Когда в ответ на упорство фараона, были исполнены «египетские казни» - особый род наказаний обрушившихся на всё египетское царство. Тогда, по слову Моисея, иудеи сделали начертание кровью агнцев над дверями и Ангел-истребитель прошёл мимо, не повредив их младенцам. Как жертвенные животные уберегли первенцев от смерти, так и Христос – Агнец Божий, своей смертью спасает нас от смерти греховной.

Само слово «Воскресение» прочно вошло в словарный состав русского языка, как напоминание этого события, как и каждое Богослужение, совершаемое в эти, дни есть Малая Пасха. День этот есть средоточие всего Богослужебного цикла, перекресток всех литургисаний. Ибо на Воскресении Христа полагается и главное условие нашей Веры, главное упование и Великая Любовь. Как сказал апостол Павел: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1-е посл. Коринфянам 15:13). Но, веруем и исповедуем, что: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Коринфянам 15:20). Господь питает нас Своим Пречистым Телом, приобщая наше естество к Естеству, Того, Кто Воскрес из мёртвых, приучая и нас к Воскресению. Каждая Литургия – жертва Христа и наше очищение Его Кровию. Неисчерпаемая Божья Любовь служит нам весь год, от Пасхи до Пасхи.

Привычными уже стали и символы Пасхи – Красное яйцо и кулич. Красный цвет Пасхи – это цвет Крови, пролитой Христом за наши грехи. Ещё у древних римлян был обычай начинать трапезу с яйца «Ab ovo», как символ зарождения жизни, начало бытия. По своему виду яйцо напоминает камень – мертвенный и бездвижный. Но, проходит срок и из яйца, сокрушая скорлупу, вылупляется птенец – живой из мертвого. Подобно этому Господь сокрушил могильный тлен и исшёл из погребальной пещеры как Победитель смерти. Кулич по своей форме напоминает Голгофу – гору распятия и является домашней формой артоса, для угощения близких людей.

Будем же веселится и радоваться, вторя словам святителя Иоанна Златоуста: «Смерть! Где твоё жало?! Ад! Где твоя победа?!»