По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Валентина Волкова, клирика Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми, о необходимости покаяния в дни Апостольского поста

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3,2). С такими словами, отцы, братия и сестры, святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн обращался к каждому приходившему к нему, чтобы принять Крещение и услышать учение, которое благовествовал этот великий пророк.

Жизнь в согласии с заповедями Божиими и очищение души возводят каждого из нас в потерянное Отечество Небесное, возвращают утраченное блаженство, потому что “блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф. 5,8).

Чем же можно достигнуть этой чистоты сердечной, которая вводит нас в Царство Небесное и позволяет лицом к лицу созерцать Бога не только в будущей жизни, но уже и в этой — временной и несовершенной?

Прежде всего — покаянием, на котором основана вся духовная жизнь.

Ничто так не угодно Богу как искреннее покаяние, заключающееся, по учению святых отцов, в глубоком внутреннем сокрушении, постоянном сердечном плаче о соделанных грехах и твердой решимости, с помощью Божией, оставить греховную жизнь.

Покаяние — великий дар Божий грешному человеку. Покаяние — это осознание своей греховности и нужды в Искупителе и, как всякий дар, его нужно возгревать в своем сердце, чтобы не лишиться  этого дара божественной благодати  и не уподобиться неразумному рабу, скрывшему талант в землю и заслужившего этим справедливое наказание.

Нет ни одного человека, который бы прожил жизнь и не согрешил и, подчас, мы испытываем непреодолимое влечение ко греху, прочно вошедшему в наше существо и повергающее нас в уныние и отчаяние.

Но образ Спасителя нашего Иисуса Христа, Человека абсолютно безгрешного, пришедшего призвать к покаянию не праведников, а погибающих грешников, дарует нам надежду, что пока наша душа находится в теле для нее не закрыт спасительный путь покаяния.

Милосердный Господь, не хотящий смерти грешника и всегда ждущий его обращения, видя искреннее сокрушение наше и плач о многочисленных грехах, непременно претворит наше порочное сердце в Боголюбивое, духовное, чистое и святое.

Стяжанию истинного покаяния способствует прежде всего молитва и уединение, помогающее нам отрешиться от житейских забот и все свое внимание обратить на собственные согрешения.

Чтение Божественного Слова — Евангелия напояет нашу душу благодатию, очищает и просветляет ее, делает способной видеть свои грехи в свете Истины.

Обретению покаяния способствуют частые размышления о смерти и о будущем Страшном Суде, на котором каждый из нас даст ответ Господу за все свои дела, поступки и помышления. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39), — учит нас Священное Писание устами премудрого Иисуса сына Сирахова.

Осознание мимолетности этой земной жизни приобщает нас к жизни вечной, а мысль о том, что мы из-за собственного нерадения можем лишиться блаженной жизни со Христом и святыми Его непременно родит плач и сокрушение о грехах, которыми мы отделяем себя от Бога.

Подобные благочестивые размышления приводят нас, к осознанию важности и необходимости покаяния в нашей духовной жизни, ведь без покаяния, без этого спасительного моста, соединяющего безгрешного Творца с каждым из нас, мы никогда не сможем стать наследниками Царства Небесного — Царства святых и совершенных.

В Нем нет места ничему нечистому, больному и греховному, поэтому и нам с вами необходимо приложить все усилия, чтобы вылечиться о  греха, этой смертельной болезни, поражающей душу. Только сокрушением сердечным, плачем о своих грехах, печалию о том, что прогневали Господа своим непослушанием Его благой воле, мы сможем принести достойное покаяние за многие наши преступления и получить от Него исцеление нашей измученной и страждущей души.

“Тако человек, узнавши грех, узнает и язву на души, а узнавши язву, печалию уязвляется за грех, и тако язвою печали исцеляется от язвы греховной”, — говорит святитель Тихон Задонский, призывая нас к истинному покаянию.

Тогда и мы, отцы, братия и сестры, очистив и уврачевав нашу душу покаянием, проживем свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими и безбоязненно, с верою в милость и человеколюбие нашего Отца Небесного, перейдем от этой временной жизни в вечную и услышим голос Господа нашего Иисуса Христа: Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте угатованное вам Царство от сложения мира (Мф. 25,34).

Аминь.