По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Сергия Синицына, клирика Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми на день памяти преподобного Феодосия Великого

Проповедь священника Сергия Синицына, клирика Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми на день памяти преподобного Феодосия Великого.

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

11 января по старому стилю и 24 января по новому совершается память преподобного Феодосия Великого. Жил он в начале V века в Капподокии. Это Малая Азия, территория современной Турции. В Церкви он именуется начальник общих житий. Если сказать современным языком, преподобного Феодосия можно именовать основателем монастырей.

В Лавре, которую основал преподобный, со временем набралось около семисот его учеников. Вполне естественно, что это были и юноши, и старцы, и вдовцы, и молодые люди, желающие уединенной от бытовой суеты жизни. Вполне возможно, что там были и странники и немощствующие, за которыми некому было ухаживать. И, вот, за таким количеством народа, живущем в монастыре, конечно же, нужно было присматривать, а может и зорко следить.

Преподобный Феодосий, в скором времени сообщаясь с братией, принимает общежительный устав. Другими словами каждому насельнику этого монастыря назначается какое-то послушание по мере его возраста, по мере его способностей, по мере его образования.

Что же такое послушание в монастырях, в семье, на работе, между духовником и духовным чадом?

На работе любой человек заключает трудовой договор, и обязан выполнять его, чтобы прокормить себя и свою семью. Можно ли это назвать послушанием?

В семье послушание ребенка родителям необходимо не потому, что родитель старше ребенка, а потому, что любой родитель, исходя из своего жизненного опыта, прекрасно знает, что его ребенку будет полезно и необходимо, а что может ему навредить.

Ну и самый интересный вопрос: что же все таки значит послушание своему духовнику или священнику? К большому сожалению, в нашем мире полностью отсутствует понятие о послушании. Это имеет место быть как со стороны духовников, так и со стороны мирян. Многие миряне, просят мнимого совета у духовника как некое лекарство, чтобы исполнив совет, все резко изменить в своей жизни в лучшую сторону. Таким образом, исполняя послушание, человек полностью снимает с себя всю ответственность. И если ничего не меняется, во всем впоследствии обвиняет самого духовника. «Мы исполнили послушание!» - рабски говорят эти люди.

С другой стороны эти духовники, которые относятся к мирянам ни как к другу, а как к рабу, который неукоснительно исполнять все то, что, как у нас любят говорить «батюшка благословил». Это естественно, ни к чему хорошему не приводило и не может привести. Очень хорошо говорит по этому поводу А.И. Осипов: «Нашей современной церкви не хватает (под церковью он понимает людей) благорассудительности и трезвомыслия!».

И вновь вернемся к термину послушание. «Послушание превыше поста и молитвы» - всем известная фраза. Но ее нет в Евангелии! Эта фраза исключительно монашеская. Первые монастыри строились почти по армейскому уставу. Почему? Потому что можно себе представить общину, в которой было по пять тысяч человек. Чтобы организовать такую толпу мужчин, особенно молодых, большая часть которых неграмотная, и нужны строгие правила. Чтобы была просто напросто дисциплина! Сама идея послушания чисто дисциплинарная. Послушание чисто монашеская технология дисциплинарного плана. И когда заходит речь о послушании, жены мужу, или духовного чада живущему в миру, своему духовнику, это носит манипулятивный характер.

Человек, хоть малость считающий себя христианином, никогда не должен забывать о такой добродетели, как рассудительность. О ней, почему то очень мало говорят как святые отцы, так и современные богословы. В наш век, когда очень сложно найти человека неграмотного, не умеющего читать. Но, к сожалению эти люди часто не знают сколько лет назад родился Господь наш Иисус Христос. Очень прискорбно осознавать, что такие люди есть. Дело здесь не отсутствии образования, не в неначитанность, а в простом нежелание здраво мыслить!

Дай нам всем Господь Бог здравомыслия, трезвоумия, благорассудительности! Аминь".