По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского города Перми

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского города Перми во вторую подготовительную Неделю перед Великим постом, О блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святого  духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с Воскресным днём!

Сегодняшняя неделя является одной из подготовительных к Великому посту. Она называется «Неделя о блудном сыне» и сегодня мы с вами об этом слышали отрывок из Евангелия, где повествуется о том, что Господь, находясь на званом ужине в доме одного из фарисейских начальников, учил окружающих его людей. Народ собрался совершенно разный: «фарисеи и книжники», «мытари и грешники». После трапезы вышел и учил народ притчами.

Сначала Господь сказал им притчи о том, какова «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» в Царстве Небесном. И тогда окружающие его люди слышат притчу «о блудном сыне».

Чему же учит нас эта притча?

Почему она так важна для нас и ей посвящена целая неделя перед Великим постом?

По словам святителя Феофана Затворника: «Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из под покровительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем следствие того, - обеднении нашем, но затем, если опомнится и раскается человек, с любовью принимается Богом и Бог возвращает его в первое состояние».

Разве этот урок не для каждого из нас? Находясь «в доме Отца Небесного», то есть в лоне церкви православной, регулярно раскаиваясь и исповедуясь в своих грехах, выстраивая всю свою жизнь по заповедям Христа, мы находимся под Его крылом, защитой и благодатью. Словно дети мы находимся в доме своего отца и под его защитой. Так не рвись же на «свободу», человек! Нам Господь показывает, чем эта «свобода» закончится! Но остановись и возвратись в «дом Отца своего». Объятия Его открыты и готовы принять тебя.

Нас обличают и поражают слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники…» ни иные неправедные « – Царства Божия не наследуют»(1Кор.6,9-10). Свт. Игнатий Брянчанинов пишет об этом: «Невыносима мука от страстных греховных помышлений и ощущений, когда они кипят, как черви, в душе, когда они терзают подчинившуюся им душу, насилуемую ими душу! Нередко грешник, томимый лютыми помышлениями, мечтаниями и пожеланиями несбыточными, приходит к отчаянию, нередко покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную». Но нам надо понять, что Милосердный Бог не закрыл нам двери в Небесное Царство и не отнял у нас надежду на спасение.

И говоря словами святейшего патриарха Кирилла: «Нет такого греха, кроме хулы на Духа Святаго, который бы Бог не простил (см. Мф. 12:31), если человек искренне в этом грехе раскаивается, кроме пребывания в нераскаянном состоянии, что и называется грехом хулы на Духа Святого. А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения и обещание больше не грешить».

Тем самым обнаруживается непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. И вновь вспомним, что «Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15: 10). Так возвестил Господь людям, призывая их к покаянию. Едва кающийся произносит исповедание греха, как милосердый Господь повелевает рабам своим – служителям алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его перстень – свидетельство возвращения в Церковь земную и небесную. Отец не просит отчета в том, что сын делал на стране далече. Он не говорит: "Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе". Перстень, который отец вручил сыну, служит доказательством того, что я не питает сомнений на  счет своего покаявшегося сына. Все принадлежит тебе, потому что ты мой сын". И во всём этом мы видим бесконечное действие Любви Бога к каждому, без исключения, человеку. В довершение действий любви для возвратившегося сына поставляется трапеза, для которой закалается телец упитанный. Этой трапезой в Церкви земной означается таинство святого причастия, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом, как духовная нетленная пища и питие.

Но тут появляется старший сын. Он всегда был хорошим работником в доме отца, и жизнь его безупречна. Но он так и не понял, что главное в отношениях отца и сына - не работа, а сердце, не долг, а любовь. Он во всем был верен; но отец у него был, сам он был сыном - только внешне. И брата у него не было. Он мыслит только в категориях приказаний и преступлений; он никогда не уловил за словами - содержания, в голосе - сердечности, теплоты совместной жизни - для него все это сводилось к приказаниям и обязанностям, которые он никогда не нарушал. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец, воодушевляемый праведностью любви, пред которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему: “Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32).

И так дорогие братья и сестры! Будем же использовать время, назначенное святой Церковью для продготовки к подвигам святой Четыредесятницы, согласно его назначению. Находясь на работе или дома в семейном кругу, может быть даже беседуя со своими близкими «о блудном сыне», постараемся постичь тайну великого милосердия Божия к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом.  И согласно словам !свт. Игнатия Брянчанинова: «время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радость наша бесконечна! Да соединится она с радостью святых Божиих Ангелов! Да исполнится и совершится радость Ангелов и человеков в совершении воли Небесного Отца! Яко несть воля пред Отцем Небесным, да погибнет един от малых сих (Мф. 18: 14) человеков, умаленных и уничиженных грехом. Аминь.