По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского г. Перми

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского г. Перми

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами слышали в евангельском чтении, как в доме одного из фарисейских начальников некто из возлежащих сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Христос отвечает притчей: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

Ясно, что под видом этого человека в этой притче выступает Бог. Мы с вами помним, что в Священном Писании Богу даются имена, подобные действиям, которые он совершает. Где-то сказано, что Бог есть огонь сжигающий, в других местах Он именуется львом и медведицей. Это когда речь идет о наказаниях. Но наказания наступают тогда, когда мы превращаем человеколюбие Божие в повод к собственной погибели. Тогда и являются скорби, призванные нас отрезвить. А до тех пор Господь выступает как любящий отец, как заботливый хозяин дома. И в таких случаях в Писании Он уподобляется человеку, как это и видно в сегодняшней притче.

Большой праздничный ужин, который ОН сделал, ни что иное,  как христианство, то есть тот путь, по которому должен идти человек, назвавшийся верующим во Христа, чтобы получить духовные плоды, ради которых Господь и дал нам веру. Почему именно ужин? Потому что духовная жизнь несет в себе ни с чем не сравнимую радость. В ней есть и скорби, но радость никто у нас не отнимет, если только мы сами у себя ее не отнимем.

Время ужина настало с того момента, как Господь Иисус Христос вышел на проповедь, и продолжается до сих пор.

А кто тот раб, который был послан звать приглашенных? Сам Господь Иисус Христос и есть тот раб. Помните, у апостола Павла – уничижил Себя Самого, приняв образ раба, соделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Флп. 2, 7)? Принял образ раба – и пошел звать всех на пир. Говорит: все уже готово, то есть не нужно ничего придумывать, открывать и изобретать – вот путь, идите по нему, и придете туда, куда нужно.

И начали, как бы сговорившись, извиняться.

Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Святые отцы помимо прямого смысла видят здесь и намек на мирскую мудрость. Поле символизирует тварный мир. И те, кто слишком привязан к этому миру, не желают думать о духовном и высоком предназначении человека, и потому не ищут спасения. А мы добавим, что таковы люди, которые жертвуют христианской духовной жизнью ради своего огорода, строительства или ремонта.

Другой приглашённый сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. В волах угадывается образ человека привязанного к земной деятельности. Бывает, что нам легче свернуть горы мирских дел, чем десять минут постоять на молитве. И мы говорим: «Я бы рад молиться, но когда? А покупки? А встречи? А поездки? А увлечения и развлечения?» Или, например, многие готовы забыть обо всем при покупке нового автомобиля, хотя им неплохо служил и старый.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. Это – любитель удовольствий, как плотских, так и душевных. Да и из-за самой женитьбы много народа повернулось к Христу спиной. Особенно если эта женитьба была связана с предательством одного супруга, чтобы приобрести другого. Или если человек так привязан к семье, что не может думать ни о какой духовной жизни.

Так или иначе, все приглашения были отклонены.

На самом деле, купленная земля не стала бы хуже, если бы хозяин посмотрел ее на следующий день. И волов можно было испытать в другой раз. И можно было прийти на пир вместе с женой. Но хотелось сделать самим себе приятное без Бога, и прямо сейчас. Люди больше всего на свете любили самих себя и свои удовольствия, поэтому не смогли заставить себя прийти на пир.

И, возвратившись, раб тот донёс о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал ему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Ясно, что речь идет о людях, которые казались бы мало пригодными для того пира. Если попытаться понять духовно их нищету и болезни, то мы видим, что Господь зовет к духовной жизни и людей явно порочных, и имеющих различные душевные немощи, и тех, кто прежде никогда не жил по вере и не знает, как это делается.

И сказал раб: господин! исполнено, как ты приказал, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина: ибо много званых, но мало избранных. Места в Царстве Небесном хватит для всех. И каждого тем или иным образом Господь туда приглашает. Но те люди, которых звали, а они не пришли, сами не захотели идти, и получают они по своей вере, вернее – по ее отсутствию. С другой стороны, те, кого Господь назвал избранными, были не заняты, то есть видели, что нет в их жизни самого главного. И они чувствовали себя перед Богом нищими, увечными, хромыми и слепыми – поэтому и не стали медлить, когда Он и пригласил. Вот почему Господь и говорит: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5, 3). Нищие духом – то есть те, кто чувствуют себя таковыми.

Многих Господь призывает идти вслед за Собою, но не все идут. Сначала за Ним не захотели идти иудейские начальники, книжники и священники, а с ними и все, кто их слушал. Зато пошли люди некнижные и простые. Затем отказались идти языческие мудрецы, цари и чиновники, зато пошли люди самых разных сословий языческой Римской империи. Потом отказались идти за Христом всевозможные еретики. Отказались, если смотреть на дело, а не на слова. Зато пошли за Ним люди из других народов и стран, где прежде имя Христово и слышно не было. И наконец не пошли за Христом многие и многие русские люди и прочие россияне, наши с вами современники, многие из которых в последние двадцать лет побывали в Церкви, потолкались здесь и ушли, так сказать, «несолоно хлебавши». Зато пошли за ним те из наших родных, знакомых и незнакомых, от кого мы этого меньше всего ожидали.

Но таково свойство этого пира, что нас приглашают на него каждый день. И если сегодня мы пришли, а завтра скажем — «я купил землю, волов и женился, — прошу Тебя, извини меня», будем теми званными, которые не захотели быть избранными. На первом месте – любовь к Богу, а уже на втором – все остальное.

Время ужина для нас наступило и все уже готово. Приглашение мы уже получили, когда уверовали.

Потрудимся же расставить приоритеты, ответственно оставить наши «важнейшие заботы», для совершения дела самого Главного - пути на него.

Аминь.