По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского города Перми, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 
Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает установленным чтением из Святого Евангелия величайшее чудо - исцеление слепорожденного, совершенное Господом Иисусом Христом. Так как этого слепого от рождения знали все, то весть об этом событии быстро распространилась по всему Иерусалиму. Народ во множестве собрался к ступеням храма, взволнованный этим чудом.

Фарисеи, встревоженные движением народа, поспешили собраться для обсуждения свершившегося события. Учинив  допрос исцеленному, фарисеи сами были в недоумении, и между ними начались споры и распри, но затем, не видя выхода из своего затруднения, они задумали обвинить исцеленного, говорившего, что он родился слепым, - в обмане. И против Христа у них было обвинение, что Он исцелил слепого в субботу, но они сами прекрасно чувствовали недостаточность такого повода пред потрясающим величием происшедшего чуда. Оставалась надежда только на родителей прозревшего, что они побоятся подтвердить показания сына под страхом быть отлученными от синагоги.  Родители сказали, что не знаем, как  исцелился, но подтвердили, что прозревший - их сын, и он родился слепым. Тогда фарисеи, не имея никаких данных к опровержению чуда, потребовали от исцеленного, чтобы он за исцеление воздал хвалу одному Богу, а Иисуса Христа объявил великим грешником за то, что исцелил в субботу. Такое лицемерие до глубины души возмутило счастливого исцеленного, и он начал обличать заседавших пред ним народных учителей и законников в непоследовательности. "Грешник ли Он, не знаю, - сказал прозревший, - одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу". Когда же они заявили ему, что не знают откуда Христос, то ответил: "Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но знаем мы (то есть и вы тоже), что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". Рассерженные фарисеи объявили исцеленному, что он сам "весь во грехах родился" и выгнали вон.  Но радости его уже никто не мог отнять, он видел свет, видел мир Божий, сознавал свое возрождение!

 Понимая и веруя сердцем, что его исцелил Иисус Христос, Который больше пророка, ибо никто из пророков таких чудес не творил, на вопрос Христа: "Веруешь ли ты в Сына Божия?", "Верую, Господи!" - воскликнул прозревший и поклонился в ноги Сыну Божию.  Исцеленный ответил столь знаменательно, что эти слова были впоследствии внесены в Святое Евангелие и сделались известными всему миру. Он засвидетельствовал ими, что прозрел чудом Божиим не только очами, но и сердцем.

Тем самым святое Евангелие сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23). « Душевными очима ослеплен к Тебе, Христе, прихожду, яко слепый от рождения» — вот так Святая Церковь сегодня воспевает и прославляет Господа и напоминает нам о том, что есть слепота не только физическая, но и слепота духовная. В Священном Писании очень часто говорится о том, что у человека бывает такое состояние души, которое порождает духовную слепоту. Это бывает тогда, когда человек поражен пороками и страстями, такими, как гордость, тщеславие, самомнение, гнев, памятозлобие, неприязнь и всякие другие пороки и грехи, которые подобно пелене закрывают духовные очи человеку, и он не может видеть ни своих недостатков, ни достоинств окружающих людей, поэтому он часто думает, что он лучше всех, а остальные – это грешники, которые не заслуживают никакого внимания и уважения. Дарованием же чудесного света духовным и телесным очам слепца, Церковь Святая учит нас, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет. «Свет Христов просвещает всех! (Ин. 1:9)» - слышали мы не раз на Литургии Преждеосвященных Даров во дни Великого поста. Иисус Христос, сказавший о Себе, что Он – «Свет миру», дарует возможность видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою разумеющееся. И этот свет стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному прозрению – прозрению духовному. Умывшись в источнике Силоам (что в переводе значит «Посланный»!), он не только обрёл зрение, но и уверовал в пришествие в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа, гордившиеся своей начитанностью в Священном Писании, остались духовно слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.

Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что может открыться вдруг перед тобою и с беспощадностью обнажить мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать. Вечность и Свобода бесконечно страшны для грешного человека! Пусть лучше всё идет привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.

Но Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире. И любовь — это та мера, по которой проверяется — слепы мы или зрячи, больны или здоровы? А суд Божий идет по земле. Иной суд человеческий, и иной суд Божий. Дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклоняться от истины во Христе. И вера наша, и задача наша теперь одна — неизменно пребывать на пути Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, без рассуждения.

Поэтому необходимо, чтобы наша душа никогда не забывала радость и возможность — жить духовным зрением, жить во Христе. И это есть самое настоящее чудо, которое совершает с нами Господь, если мы желаем прозеть духовно, если ищем правду и истину во Христе, в Его Святом Евангелии.                                                               

Разве нет чудес в наше время? Разве они могут не быть, когда существует Бог, а каждое действие Божие есть чудо? Среди верующих - чудеса непрестанные, ежедневные, ежечасные. Но одни видят их, разумеют умом и ощущают сердцем, а другие - нет. Никодим видел чудеса Иисуса Христа, а другие фарисеи не видели. Следовательно, для верующих есть чудеса Божии, а для неверующих нет. Так сказано и Господом: "Все возможно верующему" (Мк. 9,23). Аминь.