Проповедь протоиерея Сергия Костыркина в день празднования Успения Божией Матери (28.08.2020 года)
Проповедь настоятеля храма Успения Божией Матери города Перми протоиерея Сергия Костыркина в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2020 года. Храм Успения Божией Матери города Перми.
Вся история человечества связана с непреодолимым желанием продлить дни земной жизни и отсрочить уход в Вечность. Сколько хочет жить и услаждаться земными благами современный человек -100? 150? 200 лет? Однако, учитывая все достижения современной медицины,смерть никогда не сможет быть побеждена. Смерть это факт нашего мира. Мира такого, какой мы знаем, а мы знаем мир поврежденный грехом.
Православная Церковь всегда избегает говорить слово смерть. Вернее, о смерти говорится по отношению к древним, дохристианским подвижникам. «Дней жизни Адама было 930 лет и он умер» (Быт. 5, 5); «и скончался Авраам, и умер в старости» (Быт. 25, 8). Постоянно звучит этот мотив – умер и приложился к народу своему.
Начиная со времени пришествия Христова, люди получают иную возможность, нежели просто умереть и ждать от Бога пробуждения. Когда мы становимся христианами, в нас входит сила преображающая нас., Святой – это человек живущий вместе с Богом, воспринимающий Божественную благодать, человек, творящий молитвой чудеса, тот, которому Бог открывает будущее. И после смерти останки святого (мощи), наперекор законам мироздания, могут не тлеть, источают аромат и благовонное масло – миро.
А теперь представим, что человек совершенно предал себя Богу, благодать Божия действовала в нем и всецело освятила этого человека… Он умрет? Да, поскольку он имеет свойственную всем людям человеческую природу. Однако его тело причастно иному, неземному порядку вещей, поэтому оно будет нетленно.
Почему Божия Матерь не избежала участи всех людей?
Своею кончиною Пресвятая Дева, вслед за Сыном Своим, прошла врата смерти, которые обреченно проходит все человечество. Она освятила этот путь и не пожелала отделиться здесь от всего человеческого рода, усыновленного Ей на кресте в лице Иоанна.
Как готовилась Божия Матерь к Своему переселению к Сыну? Из священного предания мы знаем, что чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Ее всегда молчаливая и углубленная в Себя душа. Предания о смерти Богоматери, как и богослужебное чествование этого события, относится, скорее всего, к 4 веку, а для 5-го века оно несомненно. Древний автор, рассказывая о моменте Смерти Богородицы, пишет, как внезапно раздался сильный шум, вроде раскатов грома, и множество облаков окружило дом в котором жила Приснодева. По Божию повелению, ангелы Господни внезапно восхитили святых апостолов из разных мест, принесли их на облаках в Иерусалим и поставили в Иерусалиме перед дверями дома Пресвятой Богородицы. Увидев друг друга, апостолы и радовались, и удивлялись, недоумевая, по какой причине Господь собрал их вместе. К ним вышел апостол Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, объявил им о близком отшествии Пресвятой Богородицы из земной жизни. Святые апостолы поняли, что Господь для того собрал их из разных концов вселенной, чтобы они присутствовали при кончине Пречистой Его Матери и с честью похоронили Ее пресвятое тело.
Услышав о том, каким чудесным образом прибыли к Ее постели апостолы, Богородица образовалась: «Господь принес вас сюда в утешение души Моей, которой предстоит разлучиться от тела. Должно Мне отдать естественный долг смерти, ибо уже приблизилось время, определенное Мне от Создателя Моего». Подзывая каждого из апостолов, Богоматерь его благословляла, благодарила за труды и прощалась. Печать смерти, искажающая черты любимого и знакомого лица, не коснулась Божией Матери. Предание сообщает, что лик Пресвятой Марии сиял, как солнце. На иконах Успения Богоматери у Марии лик юной девушки – это подчеркивает Ее вечное Приснодевство. От пречистой плоти Ее распространялось превосходящее всякие земные ароматы благоухание, запах, который человеческий язык не не может описать. У Ее постели сразу стали совершаться чудеса. Ее душа только что была принята в руки Сына, а Богородица уже спешит помогать страждующим. «Тут стали подаваться исцеления больным: у слепых открывалось зрение, глухие слышали, хромые получали свободное движение; нечистые духи оставляли людей, и всякого рода болезни врачевались тотчас от одного прикосновения к одру усопшей Матери Божией».
По иудейскому обычаю усопшего хоронили в день смерти, до захода солнца. Так же похоронили и Божию Матерь. Ее тело с почестями вынесли из дома ап. Иоанна, дома, в котором Дева жила все эти годы и в котором Ее блаженная душа отошла ко Господу. Одни апостолы несли одр ко гробу (иудейский гроб - высеченная в скале пещера в которую полагают тело почившего), другие шли рядом. Автор предания о погребении сообщает, что впереди всех шел Иоанн Богослов. Он нес в руках чудесную райскую ветвь, принесенную Богородице Архангелом. В небе раздавалось ангельское пение.
Однако, во время шествия произошло внезапное замешательство. Иерусалимские горожане, которые десятилетие назад кричали «Распни Его, распни Его», улюлюкали и смеялись над Сыном Божией Матери, услышав странное пение и видя торжественное шествие с телом Марии, выходил из домов и следовал за шествием за город, удивляясь столь великой славе и чести, которую воздают телу Матери Иисуса. Архиереи же и книжники, узнав об этом и исполнившись зависти и гнева, послали слуги воинов, и возбудили многих из народа, чтобы те, напав с оружием и палками, разогнали людей, провожавших тело Марии, избили учеников Иисусовых, а самое тело Богоматери бы сожгли. Когда люди, решившиеся на такое злодеяние, вооружившись как на битву, бросились на шествие, внезапно появился некий облачный круг. Он спустился на землю, окружил и оградил, как стеной, св. апостолов и всех бывших с ними.
Легенда говорит, что в это время мимо шел один из иудейских священников, именем Афония. По Божию промыслу, как раз в эту минуту, облачный круг поднялся опять в высоту, и Афония увидел св. апостолов и множество христиан, со свечами и с пением псалмов окружавших носилки с телом Пресвятой Богородицы. Краска бросилась в лицо иудею, он в гневе крикнул: «Тело это, которое родило того Льстеца, что разорил закон отцов наших, получает такую почесть!» Но этого Афонии показалось мало. Будучи крепок телом, он с яростью бросился к одру, желая сбросить на землю тело Владычицы. Но в тот миг, когда дерзкие руки его коснулись одра, то внезапно они были отсечены, как будто невидимым, невещественным мечом Архистратига Божия Михаила, и остались прикрепленными к одру. Афония, видя, что руки его отделились от тела упал на землю с горьким криком «Горе мне, горе!» И затем молил апостолов «Помилуйте меня, рабы Мессии!»
Тогда апостол Петр приказал ему стать рядом с одром и сказал: «Вот ты получил то, чего хотел; пойми же, что Бог отмщения постоял за Себя. Мы не можем исцелить тебя от этого горя. Исцелить тебя может только Тот, на Которого вы неправедно восстаете и Которого вы убили, - Господь наш, но и он не захочет подать тебе исцеление, если ты раньше не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий».
Афония воскликнул: «Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира — Христос!» Господь исцелил иудейского священника. Когда он приложил руки к телу, Его отсеченные руки внезапно утвердились на своем месте, суставы их срослись, и они оказались совершенно здоровыми. Лишь у локтя остались на них, словно красная нить, знаки отсечения.
Наконец, тело Пречистой было принесено в Гефсиманию и положено в пещеру. Апостолы привалили ко входу в пещеру тяжелый камень. Многие из них остались бодрствовать у пещеры, кто-то отправился домой. И далее происходит то, что и фокусирует наш взгляд на событии Успения Божией Матери. На третий день гроб с телом Пречистой вскрывают и оказывается, что он пуст. Как когда-то апостолы видели пустой гроб и белеющие в темноте брошенные погребальные пелены, так и тут, лишь брошенные пелены, от которых исходил дивный аромат.
Сразу после смерти Ее душа разрешилась с телом, но не пошла путем, назначенным всякой человеческой душе. Душа Пречистой сразу была принята на руки Ее Сыном, что изображается на православной иконе Успения Богоматери. В левой руке Спаситель держит маленькую фигурку, обвитую белыми пеленами и увенчанную нимбом: это — «всесветлая душа» ,которую уже принял Христос в Свои «Пречистые длани». Некогда Она Его носила на руках, теперь Сын принимает душу Матери.
Гроб, в который положено тело Пречистой - пуст, он не содержит Богоматери, Она "жива сущи" и постоянно бодрствует в Небесных обителях, помогая всем нам - Ее чадам.
Аминь.