По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Сергия Голубева, настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми

Проповедь священника Сергия Голубева, настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми в Неделю памяти святых отцов VII Вселенского собора, 25 октября 2020 года.

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13, 7) – такие ныне слова мы слышим из апостольского послания. Хоть эти слова были написаны в I веке после Рождества Христова святым первоверховным апостолом Павлом, они актуальны и сегодня. Эти слова очень хорошо характеризуют суть вспоминаемого нами сегодня события – память святых отцев VII Вселенского собора, события, которое произошло в VIII веке.   

Собор был посвящен тому, чтобы иметь суждение о почитании святых икон. И таковым образом на этом Вселенском Соборе было утверждено считать почитание святых икон делом святым и необходимым для Церкви Божией.

Но почему спустя такое большое количество времени, мы вновь и вновь вспоминаем это историческое событие, хотя у православных христиан сейчас нет разделений в вопросе о почитании святых икон и мощей. Напротив, для людей церковных, вполне очевидно, что почитая иконы, как и другие святыни, верующий получает таинственное восприятие благодати Божественного Духа. Почему же нам важно помнить исторические церковные даты, которые произошли в истории так давно?

Очень часто в обыденной жизни мы слышим такие выражения: «Главное – веровать в Бога. А как веровать – это решает каждый по-своему». Об этом явлении писал еще святитель Феофан Затворник: это безразличие к истине веры, эта самость, выросшая на гордыне, самомнении, своем «я», породит то, что, чем дальше, тем больше будет вот таких верований. И сначала появилось среди верующих разделение небольшое, потом – больше и больше, а под конец, как предрекал святитель Феофан, будет «что ни голова, то своя вера».

О том, что непоколебимые истины веры являеются самым важным, самым главным в исповедании христианина, святые отцы засвидетельствовали тем, что они собирались со всей Вселенной, со всех Церквей, где проповедовано было Евангелие, и утвердили эти истины. То есть, они определили каким образом нужно веровать и как понимать существо Божие.

Вселенские Соборы собирались и излагали основы истинной веры. И истина эта принималась не большинством, как иногда говорят, а всеми без исключения, то есть полнотой всех присутствующих. Если кто-то не был с согласен с принятым соборным решением, то он не входил в число тех святителей, которые подписывались под деяниями Собора, и уже был вне истинной Церкви. Только когда было полное единодушие, полнота принятия решений, тогда считалось, что человек является членом Церкви и исповедует истинную веру.

Можно сказать, что память Отцов Вселенских Соборов — это напоминание о нашем единстве, которое мы должны сохранять любой ценой, жертвуя своими амбициями, философскими и богословскими суждениями в пользу соборности — общего решения.

Сегодня это как никогда актуально. Порой мы вносим в общину, в социум личные размышления, они тешат наше самолюбие, но не имеют пользы для здоровья всего церковного организма. А  святые апостолы еще на соборе в Иерусалиме свои определения запечатлели словами: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15,28), так и на последующих соборах отцы Церкви предначинали изложение своих соборных определений тем же выражением, свидетельствовавшим их веру в богодухновенность соборных определений. Этими соборными вероопределениями, как богодарованным орудием, мы должны отражать всякие попытки суемудренных людей извратить истину православия и отвратить нас от церковного единомыслия. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны» (1 Кор. 16,13), - так наставляет нас апостол Павел. Пример богоносных отцов Церкви должен утверждать нас в истине, «все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Сол.5,21), тогда познаете Единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, который для нас является жизнью вечной (Ин.17,3). Аминь.