Проповедь священника Петра Карелина, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы города Перми
Проповедь священника Петра Карелина, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы города Перми, накануне Рождественского поста.
"Дорогие братья и сестры!
Мы приближаемся к Рождественскому сорокадневному посту, который еще называют Филипповым постом, так как накануне поста празднуется память апостола.
Для того чтобы ответить на вопрос: а зачем нам поститься?, давайте обратимся к евангельской истории. Однажды, после своего преображения на горе Фавор Иисус Христос вернулся к народу и к нему подошел несчастный отец, у которого был бесноватый сын. Преклонив перед Христом колени, он сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас, сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом.
Будет ошибкой думать, что действие злой силы в душе человека может иметь только такую, крайнюю степень беснования. На самом деле, вследствие греховной поврежденности человеческой природы каждый испытывает на себе действие злой силы, которая может проявляться в гневе, озлоблении, унынии, зависти, тоске, в страстях плоти – сластолюбии, пьянстве, наркомании и других страстях.
Эти силы зла в наших душах изгоняются только молитвой и постом. Пост усиливает молитву, и сам по себе, как действие, связанное с нашим телом, ослабляет греховные позывы тела. Пост – самое благоприятное время для молитвы. Душа напрямую связана с телом, и если тело не смирять постом, то тело будет диктовать душе, а не наоборот. Постом душа в некоторой степени освобождается от уз.
Когда мы не вкушаем скоромную пищу, мы как бы возвращаемся в райское состояние. Ведь наши прародители вкушали в раю только растительную пищу. Ограничения в пище очень важны. Однако пост предполагает не только ограничение в пище, но и в просмотре телевизора, пользовании интернетом, посещении зрелищных мероприятий, в супружеских отношениях. Тем самым, мы даем душе внутреннюю тишину, возможность сосредоточится на молитве и покаянии, что дает возможность приблизится к Богу и уяснить многие духовные истины о мире и о себе. Тогда как вне поста эти истины могут остаться закрытыми и непонятными для нас.
Очень важно для духовной поддержки в пост читать Священное Писание. Особенно Евангелие. Когда мы молимся, - разговариваем с Богом, а когда читаем Евангелие, Апостолов или Ветхий завет, - Сам Господь говорит с нами и часто человек может неожиданно получить ответ на очень важный для себя вопрос.
Если кто-то в силу состояния здоровья или иных условий жизни не может постится строго, значит нужно ограничить себя в тех греховных склонностях и привычках, которые мы за собой знаем.
Тем людям, которые никогда не постились и убеждены, что у них не получится, хочется дать совет: попробуйте. Ваш пост – это добровольная жертва Богу. За ваши намерения Сам Господь укрепит Вас так, что сами себе будете удивляться. Можно начать с соблюдения поста в среду и пятницу или решиться на первую и последнюю неделю поста.
Вы увидите, как Господь пошлет Вам легкость в молитве, глубину при чтении Писания, тихую духовную радость. И главное, жизнь наполниться новым смыслом – угождением Богу. Не надо забывать о том, что соблюдать пост – это одна из заповедей
Божиих, который своим Евангелием заверил нас: нет ближе к Богу человека, который с радостью исполняет его заповеди. Сам Господь Иисус Христос постился, пророки и праведники до него тоже постились. Ну и, наконец, бесчисленные примеры людей,
своей жизнью заслуживших святость и вечную радость в Царствии Небесном, соблюдали установленные Церковью посты.
Постепенно мы будем подходить к тайне рождественской ночи, когда Бог Слово – второе лицо Святой Троицы стал человеком и явился миру в Вифлеемской пещере. Чем строже мы будем к себе в дни поста, тем большую радость пошлет нам Господь в праздник своего Рождества и дальше в святые дни.
Желаю Вам, дорогие братья и сестры, твердой решимости начать такую жизнь, которая будет угодна Богу. Радости и мира Вам на этом пути!"