По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Николая Пименова в день празднования происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14.08.2020 года)

Проповедь клирика храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Перми священника Николая Пименова в день празднования происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, 14 августа 2020 года. Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Перми.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день Святая Церковь совершает празднование изнесения честных древ Животворящего креста Господня, а также празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В сегоднящний день мы начинаем двухнедельный пост, предшествующий празднику Успения Божией Матери.

Традиция изнесения Честного Креста Господня восходит к IX веку, когда жители Константинополя, изнывающие от частых в летнее время года моровых поветрий, - и патриарх, и клир, и светские власти, и простолюдины, - обращали все надежды на всемогущего Бога, имея великую святыню – истинный Крест Христов. Он хранился о сосудохранительнице при храме Святой Софии, и износился лишь в редких случаях. Таким днем и стал в том числе первый день августа (по юлианскому календарю). Крест Христов торжественным крестным ходом патриарх с клириками проносили по улицам царствующего града, служа литии об ослаблении и прекращении мора, то есть инфекционных заболеваний, совершая окропление святой водой водоемов и источников питьевой воды. Традиция закрепилась в веках, ибо Господь истинно помогал народу Своему, видя его покаяние и смирение.

В сей же день 1 августа спустя два века, в 1164 году, князь Андрей Боголюбский одержал решительную победу в походе против Волжской Булгарии, уповая исключительно на помощь Божию и предстательство Богородицы. И ромейсткий император Мануил I Комнин в походе против сарацин именно в этот день также одержал победу, в чем увидел явное заступничество Спасителя и Пречистой Его Матери. Оба правителя пожелали установить церковное празднование своей победы, ибо она была явным свидетельством покрова Господа Бога над любящими и боящимися Его.

Успенский пост, который подготавливает нас телесно и духовно к празднованию Успения Пресвятой Богородицы, установлен Церковью в воспоминание чистоты и святости последних дней Ее земной жизни. По преданию, Пресвятая Богородица, всю жизнь проводившая в чистоте и воздержании, по извещении о скором Ее отшествии от земной жизни, усилила свой пост и молитву к возлюбленному Сыну Своему за весь мир. В эти две недели и мы постараемся угодить Богу своим постом и воздержанием, подкрепляемые силой Честного Креста Господня. Именно для подкрепления наших сил Святая Церковь предлагает нам для поклонения Крест в середине Великого Поста, в день Всемирного Воздвижения Креста Господня и ныне, в день начала поприща Успенского поста.

Как же Крест Христов подкрепляет нас? Взирая на святыню, ныне изнесенную на середину каждого православного храма, христианин размышляет о Кресте Христовом и о своем Кресте. Христианин размышляет о тяжести и непосильности Креста Христова и посильности своего креста; о безропотности Спасителя, изнемогавшего под тяжестью Креста, этого орудия казни, и о своем ропоте на Господа Вседержителя и нежелании нести свой крест. Наконец, боголюбивый христианин задумывается о приятии от Бога именно своего креста, то есть испытаний и житейских трудностей, которые именно ему предназначил человеколюбивый Господь для спасения его души.

Весьма часто мы не хотим нести свой крест, или несем его не безропотно. Главным образом, это выражается в ежедневном недовольстве внешними обстоятельствами нашей жизни, затем - желании переменить окружающих, а не себя, и, наконец, в зависти к ним. Завидуя кажущемуся благополучию нашего ближнего, мы отвергаем свой крест, данный нам Самим Богом, и произвольно берем крест, не предназначенный нам. Если же такое устроение души не ограничивается мыслями и намерениями нашими, но приводит к поступкам и важным решения, очень часто непосильность произвольно принятого на себя креста становится очевидной слишком поздно – мы уже надорвались под его тяжестью и неразрешимость жизненных проблем приводит нас в уныние и отчаяние.

Другое дело – когда мы терпеливо несем свой крест и помогаем нашему ближнему нести его крест, - не вместо него несем, - а именно помогаем, утешаем, поддерживаем нашего собрата. Такое устроение души приближает нас к Богу и Его Пречистой Матери. И действительно – Пресвятая Богородица не только сама исполнила правду Божию, не только с достоинством пронесла Свой крест, но и Сына Своего Возлюбленного подкрепляла, утешала, была рядом с Ним в час Его крестных страданий.

Так подобает и нам подражать Пречистой Божией Матери, которая никого от себя не отталкивает, но всех приемлет под Свой покров любви и утешения. Так подобает и нам иметь здравое рассуждение, дабы отличить свой крест - богодарованный и воистину спасительный, от креста чужого - весьма и весьма непосильного, а зачастую и погибельного для нас. В этом да умудрит нас милосердный Господь. Аминь!