По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского города Перми, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Проповедь священника Сергия Пятелина, настоятеля храма святого праведного Симеона Верхотурского города Перми, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду. Хозяин этот – могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление терпелив: посылает одних слуг, потом других. Он ждал того, что работники, которые трудились в винограднике, отдадут какие-нибудь плоды своего труда хозяину своему, владельцу, господину, потому что ни земля, ни виноградники им не принадлежали. Если мы с вами задумаемся, то сразу поймем, что и нам всё дано, но мы не владеем тем, что у нас есть. И сама жизнь нам дана. Мы её сейчас имеем, а завтра можем потерять, лишиться. И само здоровье нам дано, ведь сегодня имеем его, а завтра можем потерять. И многое, что у нас есть, нам не принадлежит, а является даром, который мы можем утратить. И поскольку это – дар Божий, то мы должны его умножать и что-то возвратить Тому, Кто нам это дал.

Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир. Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике.  Весь человеческий род включается в этот виноградник и душа каждого человека, это тоже своего рода виноградник, который доверил нам Господь, что бы мы сами и трудились в нём и приносили ему плоды духовного возрастания.

А кем же являются виноградари?  Не будем говорить об их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся, ни его самого, ни законов своей земли? Может быть, считали, что хозяин не посмеет отплатить за зло? Видимо они того же духа, как тот злой должник, который ни во что поставил прощение ему огромного долга (Мф.18:23–32). Или – как те завистливые работники, которые фактически не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром (Мф.20:1–15)?

И вот печальная картина: приходят слуги, а их избивают и прогоняют. Вместо благодарности и возвращения долга – алчность, леность, жестокость. И это относится не только к древним временам, а ко всякому времени. Мы с вами читаем о жизни ветхозаветных пророков, апостолов, святителей и других подвижников. Их было сравнительно немного – тех, кто действительно был послан пробудить людей, напомнить им о Небе, сказать им: Сколько вы будете спать в своей жизни, коснеть? Сколько времени будет Господь ждать от Вас плодов? И как ни удивительно, но именно они встречали самое большое ожесточение, и не только от язычников и неверующих во Христа, но и от самих «христиан».

История святых Церкви нам это показывает. Митрополит Московский Филипп (Колычев) умер от рук царского сатрапа только за то, что в царе пробуждал совесть и обличал его в глаза. Святитель Иоанн Златоуст был низложен «собором» раболепного духовенства по приказу императора только потому, что он обличал богатых христиан и требовал от них, чтобы они делились с бедняками, наполнявшими столицу. Преподобный Серафим Саровский, Чудотворец, был на дурном счету у «духовного начальства», которое считало его мечтателем и странным человеком. Его осуждали, он терпел всевозможные утеснения. Так было до самых последних дней его. Этот список можно продолжать и продолжать.Это были посланники нам от Бога. Но и Сам Господь стоит во главе мучеников, изгнанников и отверженных на этой земле. Он Сам был непринятым, непонятым и мучеником.

Притча о злых виноградарях касается не только церковных времён прошлого и настоящего. Она касается каждого из нас, потому что не только к своей Церкви Господь обращается и взывает к нашей совести, но и ко всему роду человеческому. Он постоянно стучится и просит. Он постоянно, как бы, говорит нам: «Проснись, пробудись. Доколе ты будешь погрязать в грехе, как в болоте?» И если мы не хотим оказаться в положении этих нерадивых рабов, которые были отвергнуты, – «злых зле погубит» («предаст злых злой кончине»), говорится в притче,  то нам необходимо что-то менять в себе. Ведь Ему видно наше сердце, и Он знает, какие мы были год назад, десять лет назад. Видит Он и то, что мы исправились в чем-то, изменились, что мы сделали несколько шагов к Нему навстречу, пускай маленьких и робких. Видит Он наши труды и наши дела. Знает Господь и наше отношение к людям, с которыми мы живем. Перед людьми мы можем казаться лучше, чем есть, можем ходить в маске, можем изображать из себя всё, что угодно. Но Господь видит наше сердце до дна. Каков же будет суд его над нами? Пусть это будет нам горьким напоминанием.

А трудные обстоятельства нашей жизни приносят нам огромную пользу тем, что обращают нас к Христу, и мы в смирении и сокрушении души начинаем, молится и взывать к Спасителю. Все это означает, что долготерпеливый Господь нас ждёт, зовёт, что Он хочет, чтобы мы принесли ему свои плоды, своё сердце (Притч 23:26). Милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над нами, как надсмотрщик. Он доверяет нам то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. В притче всё кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.

Притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, должен знать, что легко потерять страх Божий, потерять благодать. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). А если человек проклят, то он лишён благодати Божией, без которой погибает и духовно и душевно и телесно. Значит, он отдаётся во власть «князя мира сего», силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари. Так отвратимся же, братья и сёстры, от сего ложного пути и встанем на путь спасения по которому пойдём за Самим Христом Богом!

Когда мы подходим к исповеди и к Святой Чаше, мы этим свидетельствуем о своем желании идти к Спасителю. Приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем» (Ин. 6: 53–56). Его свет пронизывает нас насквозь.  И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы соединяемся с Самим Христом. Вспомним слова Спасителя: « Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный»(Ин.8:12-13)

Постараемся свою короткую жизнь сделать достойной Его зова, Его любви. И когда прийдёт время, когда жизнь наша будет взвешена на весах, Господи, Ты скажешь нам: «Мало ты сделал по твоей немощи, но этот малый твой труд, который ты делал для Меня в стремлении своего сердца, Я приемлю с любовью»[1]. И тогда Господь возрастит в нас виноград, и мы принесём Ему эти плоды, и Он скажет: «Войдите, благословенные, в Царствие Мое» (см. Мф. 25, 34). Аминь.


[1]https://www.bible-center.ru/book/sermon/wickedwinegrower

 Свящ. Александр Мень

Проповеди по Евангельским чтениям

О злых виноградарях (Евангелие от Матфея 21. 33-41)