По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь протоиерея Андрея Сапсая, настоятеля храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Пермской духовной семинарии, к дню памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских

Проповедь протоиерея Андрея Сапсая, настоятеля храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Пермской духовной семинарии, к дню памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских, 31 января 2021 года

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память преподобных Кирилла и Марии, родителей величайшего подвижника Русской земли — преподобного Сергия Радонежского. Святые Кирилл и Мария являют нам пример благочестивой семейной жизни и христианского воспитания детей.

Кирилл и Мария жили в конце XIII — начале XIV в. в Ростовском княжестве. Кирилл был знатным русским боярином и не раз сопровождал ростовских князей в их поездках в Золотую Орду. Происхождение Марии неизвестно. Летопись сохранила только сведения о том, что она очень трепетно относилась к Церкви, вместе с супругом они всегда посещали храм, соблюдали посты, принимали странников и не жалели денег на благотворительность. Супруги предпочитали жить не в городе, а на селе, и их дети, трое сыновей и дочка, несмотря на боярское происхождение, росли в трудах и заботах обычных крестьян, стали мастерами на все руки.

Около 1340 г. Кирилл и Мария обнищали из-за длительного голода в Ростовской земле переселились в Московское княжество — в Радонеж. В конце жизни Кирилл и Мария вместе приняли иноческий постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Дети похоронили их в Покровском соборе, где и поныне находятся их мощи. Преподобные Кирилл и Мария были прославлены Церковью в лике святых не за монашеские подвиги, а за благочестивую жизнь и воспитание детей. Самым известным стал их второй сын — преподобный Сергий Радонежский.

Видя перед собой пример христианского воспитания детей, мы можем задать себе вопрос, а как воспитать наших детей, чтобы они выросли людьми верующими и любящими Бога? Каким опытом мы должны поделиться с нашими детьми, чтобы они стали нашим утешением и поддержкой в старости?

Когда ребенок появляется на свет, родители заботятся, в первую очередь, о его физическом и интеллектуальном развитии. Люди верующие думают также и о необходимости духовного развития. Но что такое духовное развитие и как его достичь?

Духовное развитие ребенка – это сфера, существование которой невозможно без того, чтобы родители детей сами бы в ней не находились. Мы не учим детей специально русскому языку. Наши дети говорят по-русски потому, что по-русски говорят их родители. Так и с духовной жизнью. Если родители живут духовной жизнью, то и дети начинает им подражать.

Но сейчас у многих родителей нет опыта воспитания детей в вере, так как родители сами приходят к Богу в достаточно зрелом возрасте и свои первые шаги в духовной жизни начинают делать вместе с детьми. Они начинают читать Евангелие, ходить в церковь, осмыслять свою жизнь по-новому, и, конечно же, им хочется, чтобы и их дети делали то же.

При этом надо знать, что духовной жизни нельзя научиться внешним образом, ее нельзя постичь как предмет. Ее можно только воспринять как саму жизнь. Она действительно дается через воспитание, когда родители питаются сами этой жизнью и питают этой пищей своих детей. Очень важно понимать, что духовная жизнь – это не свод каких-то строгих правил и аскетических упражнений, которые дети должны обязательно выполнять.

Но как приобщить детей к духовной жизни?

Начать можно с совместной семейной молитвы. При этом надо не просто механически вычитывать длинные молитвенные правила, а разбирать с ребенком каждую молитву, прежде всего «Отче наш». Если ребенку не понятен церковнославянский текст, то молиться вместе на русском языке. Для ежедневного молитвенного правила достаточно выбрать несколько маленьких молитв и объяснить ребенку текст каждой из них.

Так же и с постом. Прежде чем заставлять ребенка поститься, надо ему объяснить, зачем ему это нужно. Необходимо самостоятельно решить, что для него будет посильной жертвой, которую он сможет принести Богу.

Если ребенок идет на исповедь, то родитель обязательно должен поговорить с ним перед этим, настроить его, помочь ему найти для своих «грехов» правильные слова.

Если ребенок готовится к причастию, то он должен понимать смысл этого таинства. Но чтобы это объяснить, родители должны сами все это знать, понимать правильно и донести до ребенка, исходя из своего личного опыта богообщения.

К сожалению, бывает так, что родители, отдав ребенка в воскресную школу, при этом сами не ходят в храм. Тогда ребенок оказывается в трудном положении. В храме его учат жить по заповедям Божиим, любить Бога и других людей, а в семье он видит нередко совсем другую жизнь – ссоры, конфликты, зависть, осуждение и т.д.

Преподобным Кириллу и Марии удалось передать свой духовный опыт детям. Доказательством этого является то, что двое старших сыновей выбрали для себя монашеский путь. При этом они очень почитали своих родителей, как при жизни, так и после их блаженной кончины. Преподобный Сергий всегда заботился о родителях и только после их смерти принял монашеский

постриг. По преданию, Сергий Радонежский перед принятием важных решений обязательно посещал место упокоения своих родителей и молился там.

Устроение семьи и воспитание детей — центр жизни родителей, считающих себя христианами. Но для этого им самим необходимо приобретать опыт духовной жизни. Самим возрастать духовно и с помощью Божией воспитывать своих детей в вере, богопознании и богообщении. Пусть пример святых Кирилла и Марии вдохновляет нас на это делание.

Аминь".