По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь протоиерея Андрея Сапсая, настоятеля храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Пермской духовной семинарии

Проповедь протоиерея Андрея Сапсая, настоятеля храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Пермской духовной семинарии, к дню памяти великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября 2020 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. 
 
Сегодня мы празднуем память св. вмч. Димитрия Солунского. Родители его, тайные христиане, еще в детстве крестили Димитрия и воспитали в христианской вере. Отец святого был римским проконсулом и после его смерти император Максимиан Галерий назначил Димитрия воеводой Фессалонийской области. 
 
Будучи властителем области, Димитрий стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Христиане этой области смогли открыто исповедовать свою веру и совершать богослужения, хотя на территории Римской империи продолжались гонения на христиан. Император скоро узнал о расцвете веры в той области, что была под управлением Димитрия, вызвал его к себе и предложил отречься от Христа. Димитрий не отказался от своей веры и в 306 г. принял мученическую смерть за Христа. 
 
Можно подумать, что св. Димитрий мог сохранить себе жизнь и выполнить требование императора. Для этого нужно было лишь отречься от веры Христовой и посыпать ладан на языческий жертвенник. После этого Димитрий мог бы покаяться в совершенном грехе и получить от Бога прощение. Однако христиане первых веков, в отличие от нас, смерти не боялись и даже ожидали мученической смерти, которая приведет их в Царство Божие. 
 
От нас сегодня никто не требует отречься от Христа, но, тем не менее, очень часто в своей жизни, вольно или невольно, мы это делаем. Мы сыплем ладан на языческий жертвенник. Св. вмч. Димитрий Солунский произнес слова исповедания своей веры, а мы отрекаемся от Христа, часто даже не замечая этого, не считая это большим грехом, произнося даже не то чтобы слова отречения, а просто слово скверное, недоброе, злое. И этими словами хулим ближнего нашего, который есть образ Божий. 
 
Грех сквернословия очень распространен среди современных христиан. Может быть не в такой степени, как среди других людей, но, тем не менее, очень часто на исповеди люди, как бы, между прочим, считая его незначительным, упоминают этот грех. Однако грех этот не такой уж и безобидный, потому что глубоко сидит в душе человека и является трудноизлечимой хронической болезнью. Коронавирусная инфекция излечивается, и человек получает иммунитет, а от сквернословия исцелиться очень сложно. 
 
Но избавляться от этой болезни необходимо, хотя бы потому, что на нас смотрят наши дети. Мы оправдываем себя тем, что ребенок мог научиться скверным словам в школе, у друзей или на улице. Это действительно часто бывает так, но если в семье не сквернословят, то у ребенка формируется иммунитет к этой болезни. Благодаря своим родителям в нравственно чистой среде дети на всю свою жизнь приобретают иммунитет к духовным болезням! 
 
Мне приходилось много ездить по исправительным колониям Пермского края и, к моему удивлению, я увидел, что в тюрьмах сквернословия нет. Там это запрещено. Запрещено не администрацией исправительного учреждения, а тюремной культурой. Люди находятся в тюрьмах в нечеловеческих условиях. Они выживают там и понимают, что если они будут еще и сквернословить, то их жизнь превратится в ад. 
 
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что доброе слово служит началом дружбе, а скверное слово бывает началом вражды и ненависти. Когда люди живут в трудных условиях, то они понимают, что в их жизни места сквернословию, вражде и ненависти нет. 
 
Мы тоже должны задуматься, если в нашей семье возникает вражда, то не было ли причиной этого сквернословие? Даже одно скверное слово и даже мысль могут стать началом ненависти и злобы. 
 
Люди думают, что одно-два скверных слова не причинят им большого вреда, но св. Ефрем Сирин говорит, что как две лепты вдовицы могли даровать ее душе спасение, так два скверных слова могут погубить душу. Также св. Ефрем Сирин приводит в пример разбойника благоразумного, который за одно слово исповедания получил жизнь, а сквернословящий за одно же слово может утратить жизнь. 

Нам необходимо быть внимательным к своим словам и помнить, что грех сквернословия является страшной болезнью, которая может принести в нашу жизнь вражду и ненависть. Будем помнить, что наши дети, услышав от нас одно случайно сказанное скверное слово, могут запомнить его и повторить через много лет, будучи уже сами взрослыми людьми. Пусть наша борьба с грехом будет непримиримой, а вера во Христа будет такой же сильной, какими были вера и исповедание Христа у вмч. Димитрия Солунского. 
 
Аминь.