По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Проповедь иеромонаха Михея (Вихлянцева) в день празднования собора Радонежских святых (19.07.2020 года)

Проповедь настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы города Перми иеромонаха Михея (Вихлянцева) в день празднования Собора Радонежских святых, 19 июля 2020 года. Храм Рождества Пресвятой Богородицы города Перми.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры!

Если мы с вами внимательно вчитаемся в Евангелие и зададим сами себе вопрос: что является главной темой проповеди Христа Спасителя, о чем Сын Божий говорит чаще всего, то мы увидим, что это не покаяние, не призывы нравственного характера и даже не толкование Священного Писания.  Главным предметом слов Спасителя является Он Сам - Господь Иисус Христос.

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." Ин. 8.12.

"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. " Ин. 14.6.
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас." Мф. 11.28.

Подобных мест в Писании мы можем найти очень много. Думаю, кто внимательно читал Евангелие,  тот и сам по памяти сможет привести не одну выдержку. Проанализировав весь текст, мы убедимся в том, что Христос и его божественный статус и есть ключевая тема Евангелия.

Далее, если мы обратимся к Деяниям и Посланиям апостолов,  то увидим,  что для них также главной темой проповеди является Христос Сын Божий, распятый и воскресший. Апостолы не цитируют Христа, не говорят, чему он их учил, к чему призывал. То есть для первого поколения христиан было намного важнее, Кем был Иисус из Назарета. И заблуждаются те, кто ныне считает Господа Иисуса Христа всего лишь проповедником нравственности, распространителем каких-то новых идей.

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из Евангелия Матфея, самое начало 9 главы. В нем повествуется об исцелении расслабленного, которого его близкие принесли на руках и положили перед Иисусом. "И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои." Мф. 9.2. Бывшие здесь книжники  подумали, что Он богохульствует, произнося такие слова. "Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего Вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой".

Очень часто, при поверхностном чтении этого отрывка, мы сосредотачиваем свое внимание на самом факте исцеления. Некоторые даже соблазняются подобными рассказами, начинают роптать, что в наше время не бывает таких чудес. Но главное в этом повествовании не сам факт исцеления больного. Нет, дорогие братья и сестры! Главное здесь свидетельство Христа о Себе, о Своем Божественном статусе. Книжники считали, что прощать грехи может только Бог. И это совершенно справедливо. Если я обидел соседа, бессмысленно идти и просить прощения у другого человека. Нужно с обиженным примириться и попросить прощения у Бога, потому что обидив ближнего мы согрешили и против Творца, заповедавшего нам человеколюбие. 

Поэтому, в самом деле, только Бог может прощать грехи. И вот Христос на глазах у книжников прощает грехи этого расслабленного.  И этими словами свидетельствует о Себе, о Своем божественном статусе.  Книжники молча вознегодовали. И Христос отвечает на их мысли. И это тоже есть Его свидетельство о Себе, потому что только Господь знает мысли человека. И, наконец, исцеляя больного, Христос свидетельствует о Себе в третий раз.

Так что не само по себе исцеление важно в этом повествовании. Евангелист ничего не сообщает нам о личности больного. Это не имеет принципиального для нас значения. Но это исцеление важно для нас как свидетельство.  Простив грехи, Спаситель  исцелил душу больного, но этого нельзя увидеть, говорит  святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие Матфея. Поэтому Он исцеляет и тело. А это возможно только Богу.

Многим больным сейчас значительно помогают врачи, страдания немощного человека могут облегчить близкие, обеспечив ему должный уход, окружив любовью и заботой. Но Христос может дать человеку что-то большее. И для нас, христиан, важно что Христос есть Кто-то больший, чем просто человек, пусть даже самый прекрасный и нравственный. Мы говорим, Христос есть Бог. И в этом заключается наша радость и наша надежда. Радость от того, что мы от Христа можем получить нечто большее, чем самый дорогой человеческий дар. Спаситель дает нам исцеление души, приготовляя к вечной жизни. Главное откликнуться на Его призыв, дать место действовать силе Божией в нашей жизни. Аминь.