Проповедь иеромонаха Михея (Вихлянцева), клирика Архиерейского подворья крестового храма святителя Митрофана Воронежского города Перми
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Печать моего апостольства – вы в Господе. (1 Кор. 9, 2).
В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из послания апостола Павла к христианской общине города Коринфа. И обращаясь к ним, апостол именует, в образном смысле, коринфских христиан печатью своего апостольства. Образ необычный и весьма выразительный! Он наглядно объясняет характер отношений Павла как апостола к коринфянам, и их отношение к нему. Этими словами Павел говорит членам коринфской общины, что он как насадитель веры, был в отношении к уверовавшим коринфянам тем же, чем является печать по отношению к оттиску, который она производит. Что изображено на печати, то воспроизводится в ее оттиске с большей или меньшей отчетливостью.
Жители древнего Коринфа были до прибытия к ним Павла язычниками. Павел пришел к ним и своею проповедью оставил в их душах неизгладимый след. След, подобный тому, который оставляет печать на бумаге. Они сделались такими же учениками Христа Спасителя как и он сам. Вера его стала их верой, убеждение его в евангельской истине стало их убеждением. Потому он и стал для них печатью, в образном смысле, что их вера явилась плодом его благовестнических трудов. Но Павел называет коринфян не просто своею печатью, но «печатью в Господе». Это означает, что он трудился в деле проповеди не для себя лично, не для своей славы или выгоды, создавая еще одну общину, подчиненную себе. Он трудился для Господа, для Его славы, воспринимая себя как служителя Христова, как орудие в Его руках для насаждения и запечатления в их душах евангельской истины. Он учил других тому, чему сам научился от Божественного Спасителя. Поэтому, если его проповедь имела успех среди коринфских жителей, он обязан этим Господу, Его вседействующей благодати. Значит, что и печать апостольского служения, следы которой остались в душах уверовавших коринфян, была собственно печатью Христовой. Христос через проповедь Павла изобразился в них, стал животворным началом для их умов и сердец.
Но не одно лишь действие благодати было причиной успешной проповеди Павла среди жителей Коринфа, результатом которой и стало создание там христианской общины. В этом образе и наименовании их печатью апостольства заключается намек и на другое обстоятельство, ставшее причиной принятия ими павлова благовестия. Благодать Божия ни на кого не действует насильственным образом, а только при условии внутреннего личного расположения к восприятию слова истины. Так печать оставляет след не на всякой поверхности, а только на мягком веществе, воске или горячем сургуче, как это делалось в те давние времена. Поэтому Апостол Павел и берет этот образ из современного ему быта, образ понятный для каждого читающего и слушающего его слово. Поэтому и учение истины воспринимается далеко не каждым, а только человеком, имеющим внутреннюю душевную предрасположенность к такому восприятию. В противном случае, сколько не говори об истине, как красноречиво и стройно не излагай внутреннюю логику Евангелия, эта проповедь не будет иметь доброго результата. Вот почему не все слушатели принимали слово Христа Спасителя, апостолов, святых отцов нашей Церкви, тем более слов современных проповедников христианства. Во все времена одни становились верующими, другие либо равнодушно воспринимали евангельскую весть, либо и вовсе становились врагами и гонителями проповедующих.
Отчего же происходит недостаток этой восприимчивости к Слову Божию? Причин тому много. И у каждого они порой свои. Однако во многих случаях причиной этому является болезненное самолюбие, которое никак не терпит вразумлений и обличений, не дает человеку осознать и принять правду о себе самом. На это явление как на причину внутреннего неприятия самых основ христианства указывает Христос, говоря о Себе «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3, 19-20). Правда болезненно колет глаза, разоблачает все безобразие дурных дел и поступков. Люди, преданные своим страстям и порокам, не выносят, когда при них говорят о добродетелях, о бескорыстии, скромности, воздержании. Говорите перед ними о чем угодно, они будут вас слушать, только не касайтесь страстей, которым они преданы. Это душевные нарывы, прикосновение к которым вызывает лишь боль, раздражает и озлобляет. Этим объясняется, почему горделивые фарисеи и саддукеи, благочестивый, но чрезмерно ценящий свое имение богатый юноша, практичные и корыстолюбивые жители Самарии и прочие слушатели не покорились и не восприняли неложное слово Господа Иисуса Христа. Слово это не вмещалось в сердцах, исполненных самолюбием, питавшим их внутреннее эго.
И в читаемом сегодня послании к коринфянам, мы видим, как реализуется этот образ, печать апостольства, самим Павлом в действии. Надо отметить, что характер этого послания весьма и весьма обличительный. Назвав коринфян своею печатью в Господе, святой апостол далее прямо и резко обличает недостатки жизни членов основанной им общины. Но он делает это из чувства глубокой заботы о них, радея о их спасении, как имеющий на это право и законную власть. Сам Павел претерпел от коринфских христиан много душевных скорбей и ропота с их стороны. Но он не отрекается от этой общины, наоборот, в духе любви продолжает заботиться о их исправлении, о том, чтобы они стали подлинными христианами по своей жизни. Поразительно точно этот принцип духовных взаимоотношений между пастырем и общиной выразил преподобный Симеон Новый Богослов. «Истинно кроткий не может перенести только преступление Божиих заповедей ни в каком человеке. Но и при этом он плачет о преступающих эти заповеди и грешащих, и так же искренне, как если бы сам грешил. » (Прп. Симеон Новый Богослов.)
Апостол Павел дает нам поразительный пример мудрого руководства и заботы о ближних, о тех, кто его пастырскими трудами вошел в Единую, Святую и Апостольскую Церковь, в которую вошли и мы с вами через Таинство Крещения. И через это послание и о нас проявляется его забота. Потому что и мы члены той Церкви, «которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова», по слову блаженного Августина. И «в той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня», как пишет о ней блаженный Иероним. От нас же требуется смирение перед словом Божиим, строгое самоиспытание своей совести, отложение всякого предубеждения. Это необходимые условия для возбуждения и поддержания в себе восприимчивости к слову истины. Пренебрегать этими условиями – значит не дорожить истиной и своим собственным спасением. Аминь.
