По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Преподобный Серафим Саровский и женские монастыри Прикамья

1 августа Святая Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. Как известно, духовная преемственность имеет большую силу. В древней монашеской традиции считалось, что именно воспитание у духоносных отцов есть залог обильной благодати Божией в личном духовном пути воспитуемого. История нескольких женских монастырей Прикамья тесно связана с духовной традицией Нижегородской земли, с преподобным Серафимом Саровским, а значит пермские обители восприняли его духовную преемственность.

История Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Пермской губернии начинается с 1820 года, когда в Ординском селе, в 28 верстах от города Кунгура образовалось малое общество девиц, посвятивших себя подвижничеству. Они занимались чтением Псалтири по умершим и пением во время богослужений при Ординской церкви; обучали девочек грамоте, молитвам и рукоделию. Девушки жили у своих родственников. В это самое время старица Мария, одна из основательниц Кунгурской общины, при посещении Саровской обители получила от здравствовашаго в то время старца Серафима (ныне преподобного Серафима Саровского) благословение со словами: «Гряди сестра, на родину, в сей свой град: там тебя давно ждут жаждущия женской обители!». Так, для полного уединения сестры обратились с просьбой к Преосвященному Дионисию, епископу Пермскому, о дозволении переселится им в город Кунгур. Дозволение было получено и в 1825 году и они переселись в небольшой каменный дом при Иоанно-Предтеченский кладбищенской церкви. Это послужило началу образования Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

При основании в 1873 году Пермского Успенского женского монастыря, для достижения в общине высоких высот духовной жизни, благотворители обители купцы Григорий и Феодор Каменские обратились в один из лучших монастырей России того времени – Нижегородский Крестовоздвиженский с просьбой направить в созданную ими общину руководительницу. Выбор пал на монахиню Руфину, которая вместе с тремя насельницами монастыря: Ниной, Никодимой и Павлой приехали в Пермь. Таким образом пермская Успенская обитель тесно связана с духовной традицией Нижегородской земли.

Сегодня и сам Нижегородский монастырь имеет непосредственную связь с духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Когда Крестовоздвиженский монастырь Нижнего Новгорода был вновь возражден в 2004 году, после лихолетья советской власти, то наместницей монастыря была назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу).

При основании Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в деревне Бахаревка (ныне часть города Перми), первое женское общежитие возглавила бывшая послушница Серафимо-Дивееского монастыря Феодосия Норина. Община быстро росла и в 1879 году насчитывала 40 насельниц. Сестры выполняли церковные послушания, занимались хозяйством, золотошвейными работами, открыли небольшой кирпичный завод.

Со временем Пермская епархия взяла общину под свою опеку. В 1877 году ее причислили к Кунгурскому женскому монастырю, а в 1879 году к Пермской Успенской женской общине. Из-за конфликта между Феодосией Нориной и начальницей Успенской общины монахиней Руфиной Бахаревскую общину закрыли. Проживало в ней к этому времени 70 человек. В 1888 году в деревне Бахаревка открыли богодельню.

Только после обращения Феодосии Нориной к настоятелю Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандриту Варлааму дело сдвинулось с мертвой точки. Он поручил разобраться в этом вопросе иеромонаху Серафиму (Кузнецову). Отец Серафим предложил организовать женский монастырь в стороне от деревни Бахаревки и выстроить на новом месте храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Архимандрит обратился с этими предложениями к епископу Никанору, и Владыка благословил открытие обители.

Подготовила Ольга Троицкая