Повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
Вечером 17 марта, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Иоанно-Богословском храме Пермского Успенского женского монастыря.
По окончании богослужения Глава Пермской митрополии сердечно поздравил прихожан со святым вечером и обратился с проповедью:
«Сегодня мы продолжаем чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Время идет стремительно, подобным образом, незаметно для нас пройдет и Великий пост. Мы должны возблагодарить Господа прежде всего за то, что Он сподобил нас дожить до святой четыредесятницы, когда мы можем прийти в храм на богослужение, чтобы услышать Великий покаянный канон и еще раз обратиться к своей душе с призывом восстать от сна греховного и припасть ко Господу.
В преддверии Великого поста Святая Церковь обратила наш взор к событию грехопадения наших прародителей. Господь сотворил человека по образу и по подобию Своему. Человек жил в раю, наслаждаясь жизнью, не зная болезней и скорбей, вся природа служила высшему творению Божию, человек был наделен от Бога правом дать имена всем животным, но, самое главное – в первозданном состоянии человек имел непосредственное общение с Господом. Казалось бы, что эту идиллию отношений ничто не могло нарушить, но, как мы знаем, в эти отношения вмешался враг рода человеческого.
Создав человека, Господь уже в раю дал ему определенное ограничение – не есть плода с древа познания добра и зла. Господь определил человеку участие в созидательной деятельности, определил ему быть не безвольным существом, но наделил его разумом и волей. Этим и определялось исполнение одной единственной заповеди. Мы не знаем было ли древо познания добра и зла особым, или оно ничем не отличалось от прочих деревьев в раю, но суть заповеди состояла в том, чтобы человек исполнял послушание Богу и упражнялся в воздержании. Как мы знаем из Священного Писания, враг рода человеческого сумел обмануть Адама и Еву, сказав, что если они вкусят плод с запрещенного дерева, то станут подобны Богу, и, человек нарушил заповедь Творца, не проявив воздержания, не проявив послушания воле Божией. Это нарушение обернулось великой трагедией и печалью для самого человека, для всего окружающего его мира, для всего мироздания. Все изменилось в одно мгновение с нарушением заповеди Божией. Но, что еще более печально – в человеке не нашлось мужества и мудрости принести Господу покаяние в содеянном и испросить у Него прощение за совершенный поступок. В ответ на глас Божий Адам и Ева стали оправдывать себя и даже более того, обвинять в произошедшем Бога. Произошла вселенская катастрофа по причине непослушания и невоздержания.
После грехопадения первых людей, Господь выдворил их из рая, потому что в святом месте не может пребывать ничто нечистое и греховное. Пребывание в раю стало невыносимым для самих прародителей, потому что они стали другими, они познали грех, они изменились, их человеческая природа повредилась. Вслед за этим изменился животный мир, изменилось все мироздание. Земля стала мстить человеку: среди плодородных трав стали произрастать терния и волчцы, человек стал в поте лица добывать хлеб, а женщина в муках рожать детей (Быт. 3;16-19). Печать невоздержания и непослушания первых людей отразилась на человеческой природе, а первородный грех стал передаваться из поколения в поколение.
Но, Милосердный Господь не оставил Свое творение, потому что человек был создан по образу и подобию Божию, был наделен разумом и свободной волей. Господь не оставил Свое творение, даже в его падшем состоянии. Господь исполнил Свой великий замысел о спасении падшего человека. Путь к исполнению этого замыла продолжался на протяжении многих веков, о чем повествует нам история Ветхого Завета. Господь посылал с мир праведников, пророков, и в конце концов Господь послал на землю Своего Сына Единородного, Который принял на Себя человеческую природу, чтобы исцелить ее в Самом Себе. Первый Адам согрешил, но новый Адам, как именует Святая Церковь Господа Иисуса Христа, взял на Себя грех всего мира, чтобы истребить его и уврачевать поврежденное им человеческое естество. Перед тем как выйти на Свое общественное служение, Господь удаляется в пустыню, где сорок дней постится - не вкушает воду и пищу, и только после пройденного испытания, начинает благовествовать Евангелие, потому что явился в мир Свет Истинный, благовествовать путь спасения, благовествовать путь покаяния, пройдя который, человек может обрести спасение.
Путь поста и молитвы Господь предлагает для исцеления душевных и телесных болезней. Обращающимся к Нему ученикам по поводу невозможности ими изгнать из человека злого духа, Господь отвечает: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17;21), потому Святая Церковь, следуя духу евангельского повествования, рекомендует пост для всех христиан.
Святая Церковь установила Великий пост с той целью, чтобы дать возможность каждому человеку задуматься над своей жизнью, посмотреть на свои поступки, оценить насколько он близок к Богу, слышит ли он Его призыв, следует ли Его призванию, живет ли в соответствии с тем, что Господь заповедовал нам? Святая Церковь установила пост для того, чтобы мы смогли упражняться в воздержании, чего не смогли сделать наши прародители в раю. Святая Церковь установила пост для того, чтобы мы, хотя бы небольшой период времени, смогли прожить сообразно сорокадневному посту Господа в пустыне. Воздержание в пище способствует очищению нашего тела, души и мыслей. Предлагая нам упражнение в воздержании, Святая Церковь снисходит к немощам человеческим – допуская пожилым и больным людям послабление в пище. Церковь идет навстречу человеку, потому что цель поста не голод, который иногда ведет к болезням, озлобленности и раздражению, но очищение души человека от грехов и страстей. Наше малое воздержание Господь принимает во образ покаяния за то нарушение заповеди, которое совершили Адам и Ева. Проходя поприще Великого поста, человек приносит Господу свое покаяние и проявляет свое послушание Ему, через которые он вновь обретает Бога, общение с Которым потеряли наши прародители. Великий пост нужен человеку для того, чтобы пройдя путь святой четыредесятницы, он мог встретиться со Христом в день Его славного Воскресения, который мы и ожидаем в завершение поста.
Святая Церковь именуется святой пост весной духовной, потому что это время, когда оживает душа человека, если только он ведет воздержанный образ жизни и прибегает к молитве. Душа человека возрождается, открывается, идет на встречу Господу и Воскресший Христос, пришедший на землю ради нас и нашего ради спасения, становится для нее Утешением и Радостью.
Об этом, братья и сестры, нам необходимо рассуждать в дни Великого поста. Будем стремиться к тому, чтобы испросить у Господа покаяния и перемены образа жизни, будем просить, чтобы хотя бы этот небольшой период времени – дни Великого поста мы смогли провести достойно, чтобы Господь дал нам силы совершить шаг навстречу к Нему, чтобы Он открыл нам двери покаяния, чтобы Он помог нам, грешным и немощным, увидеть наше недостоинство, чтобы Он помог нам увидеть наши грехи. Если мы ощутим, увидим грех в своей душе и ужаснемся ему, то это и станет началом подлинного покаяния, чего я всем нам желаю от Господа. Аминь».