По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Протоиерей Евгений Попов - подвижник земли Пермской

30 (17) мая - день преставления выдающегося церковного деятеля Пермской епархии ХIХ столетия протоиерея Евгения Алексеевича Попова. В этом году исполняется 132 года со дня кончины священнослужителя.

Протоиерей Евгений Алексеевич Попов (1824-1888 гг.) - выдающийся церковный деятель Пермской епархии ХIХ века. Его разносторонний талант духовного пастыря, просветителя, миссионера, церковного историка и богослова оставил глубокий след в религиозной жизни Прикамья. Отец Евгений являет собой яркий пример православного подвижника веры, достойный подражания в наше непростое время.Среди подвижников веры, духовных руководителей православного народа Прикамья ХIХ века выделяется незаурядная личность протоиерея Евгения Алексеевича Попова – священника, просветителя, церковно-общественного деятеля, миссионера, богослова.

Отец Евгений Попов – уроженец Пермской епархии. Он родился в 1824 году в семье дьякона г. Красноуфимска, входившего тогда в Пермскую губернию. Как и большинство детей из семей духовного сословия, он в восьмилетнем возрасте был отдан для обучения на низшем отделении Пермского духовного училища. После его окончания продолжил свое образование в Пермской духовной семинарии, где считался одним из самых способных и высоконравственных воспитанников.

В 1844 году, в двадцатилетнем возрасте, выпускник духовной семинарии Евгений Попов был рукоположен Преосвященным Аркадием (Федоровым), епископом Пермским и Верхотурским в сан священника к церкви с.Тохтарево Красноуфимского уезда.Владыка Аркадий, лично знавший учеников старших классов семинарии по их сочинениям, не дал долго засидеться в глуши талантливому молодому пастырю. В том же году отец Евгений был переведен в Спасо-Преображенский храм г. Кунгура, получив послушание духовно увещевать арестантов, следовавших на каторгу в Сибирь. Эту обязанность отец Евгений добросовестно исполнял в течение 8 лет.Незаурядные проповеднические способности отца Евгения и рано раскрывшийся талант литератора были по достоинству оценены епархиальным начальством.

В 1853 году он был переведен в губернский город Пермь к Петропавловскому собору с возложением на него должности катехизатора г. Перми и законоучителя военных кантонистов. По ходатайству губернатора он был так же назначен законоучителем двух учебных заведений: училища детей канцелярских служителей и детского приюта, где преподавал Закон Божий без жалования.

28 января 1865 года отец Евгений был назначен настоятелем Всехсвятской Новокладбищенской церкви г. Перми. 12 апреля 1869 года – был возведен в сан протоиерея. В 1860 году протоиерей Евгений Попов вновь определен благочинным 1-го округа Пермского уезда с местопребыванием в казенном Юговском заводе. С 1871 года – получил назначение в градо-пермскую Воскресенскую церковь, в которой прослужил почти всю оставшуюся жизнь.

Отец Евгений сострадать утешать страждущих. Сам вышедший из бедной сельской среды, он повсюду видел нищету, бедность и сиротство. Для этих людей он был неизменным защитником, покровителем и советником. Бедные люди различных сословий стремились к нему за духовной и материальной помощью. Просьбами, рекомендациями, иногда ходатайством перед высокими лицами – отец Евгений всегда стремился помочь бедным. Он часто объезжал те улицы и закоулки города, где ютилась беднота. "Беднота и горемыки сделались семьей, о которой он болел и скорбел, как родной отец или мать. В делах любви отец Евгений, как евангельский самарянин, не отказывал никому". Для бедняков было праздником видеть отца Евгения, его худую фигуру, с улыбающимся лицом. Любовь к бедным побудила его написать целый ряд душеспасительных книг. Многие сочинения были допущены Министерством народного просвещения в учительские и ученические библиотеки всех средних и низших учебных заведений. По воспоминаниям современников, "помочь бедному человеку – было каким-то культом в жизни отца протоиерея". Известен факт, что в своем предсмертном духовном завещании он благодарил Бога за проведенное в бедности детство. Вершиной благотворительных занятий отца Евгения стало учреждение в 1883 году в Перми комитета по призрению нищих, председателем которого он был единодушно избран.

С первых лет своей пастырской деятельности отец Евгений стал энтузиастом пробуждения приходской жизни. Он стремился бывать везде, где требовалось энергичное, веское слово пастыря Церкви.Проповедническая деятельность "Пермского Златоуста", как часто называли отца Евгения, привлекала к нему внимание общества и сделала его чрезвычайно популярным.Он первым из пермского духовенства ввел внебогослужебные беседы, на которые собиралась самая разнообразная публика из всех сфер пермского общества. Его горячими почитателями и помощниками в этом деле были Павел Дмитриевич Дягилев, известный меценат и благотворитель, дед С. П. Дягилева и командир местного пехотного полка полковник Соловьев. Можно сказать, отец Евгений Попов открыл в Перми целую эпоху живого духовного воздействия пастырей на народ.

Причиной жизненных невзгод протоиерея Евгения Попова была его активная пастырская работа и несомненные успехи в этом служении. Отец Евгений всегда строго относился к духовенству, не стоящему на высоте своего призвания. Духовенство, пристрастное к земным благам, не любило его. Его выдающаяся деятельность была для многих укором. Отец Евгений глубоко страдал за свои убеждения, высоконравственные идеи и откровенность, обличая в глаза тех, кто проявлял эгоизм, бездушие, корысть, стремление к наживе.Яркой чертой в жизни протоиерея Евгения Попова стала его литературная деятельность, которая явилась прямым продолжением его проповеднической работы. Считая, что мало нести живое слово с церковного амвона, он написал и издал тысячными тиражами целый ряд книг, брошюр и листков, которые печатались не только в местных, но и столичных церковных и светских изданиях.

Протоиереем Евгением Поповым в 1880—1885 годах была написана книга "По православно-догматическому богословию, общенародные беседы", 6 частей, Пермь, Особыми оттисками из этой книги изданы брошюры: а) "Исход души"; б) "Суд Божий над человеком после смерти его"; в) "Участь за гробом младенцев"; г) "Поминовение усопших"; д) "Страшный Суд Христов"; е) "Вечные муки грешников" и ж) "Вечное блаженство праведников".

Литературные труды пермского пастыря выписывались для своей паствы многими епархиальными архиереями. Его труды по пастырскому богословию получили высокую оценку крупнейших церковных ученых – архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова), архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева).

Отец Евгений активно переписывался с целым рядом выдающихся деятелей русского Православия: епископом Тамбовским Феофаном (Говоровым), епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым), архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым) и другими иерархами. Научно-богословская и литературная деятельность, признанная учеными авторитетами того времени, сделала протоиерея Евгения Попова известным далеко за пределами Пермского края. Его сочинения по догматическому и нравственному богословию были рекомендованы учебным комитетом при Святейшем Синоде для духовных семинарий.Заслуги пермского пастыря-богослова были отмечены государственными и церковными наградами.

30 июля 1867 года Государь Император Александр II, после прочтения сочинений священника Евгения Алексеевича Попова, одобренных Святейшим Синодом, наградил его кабинетным золотым наперсным крестом. Однако лучшим свидетельством достоинства литературных трудов пермского богослова стало избрание его в 1876 году почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии "во внимание долголетней, обширной плодотворной богословско-литературной деятельности". Избрание скромного провинциального священника в члены Академии стало большой сенсацией в среде столичного духовенства.

Среди духовного наследия протоиерея Евгения Попова выделяются его научные труды, посвященные деятельности святителя Стефана Пермского и истории Пермской епархии. Его духовные книги и богословские сочинения, читались всей православной Россией.Друзья вспоминали, что до конца дней своих отец Евгений сохранил "добродушную простоту, кротость, юную неутомимую энергию, высокую нравственность, жизнерадостное настроение, беззаветную любовь к печатному делу, богословской литературе и вообще ко всему истинно русскому". Это был настоящий образец ревностно-доброго пастыря, аскета и духовного человека.

Эпилогом славных духовных подвигов протоиерея Евгения Алексеевича Попова могут стать посвященные ему надгробные слова: "Выносливость твоя против бурь и невзгод да будет уроком оставшимся в живых. Неустанное исполнение долга службы и заботливость о благонравии людей да будет свидетельством чистоты твоего сердца. Уста злословия над тобой да замолкнут и отверзется сердце соболезнования".

Использован материал сайта www.elitsy.ru