По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Из истории Пермской епархии. Репрессии против пермского духовенства. Часть 4.

В 1932 г. епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, был назначен Глеб (Покровский), 16 июня следующего года он стал епископом Пермским, 9 июля 1934 г. возведен в архиепископа. Власти ограничили его передвижение по епархии территорией тех районов, где имелись приходы.

Архиерей попытался организовать материальную помощь репрессированному духовенству и их семьям, начался сбор пожертвований среди прихожан. В 1932 г. по инициативе настоятеля пермской Троицкой (Слудской) церкви среди пермского духовенства и членов церковных советов шел сбор денежных средств для перевода ссыльным: иеромонахам Феодору (Лошкову) и Митрофану (Часовских), священнику Заплатину, Кунгурскому епископу Стефану (Знамировскому), который управлял Пермской епархией в 1924–1925 гг. В том же году Троицкую церковь закрыли, в ней разместился склад оружия, часть колокольни и купола были снесены. В 1935 г. арестовали всех священнослужителей Перми и Молотова (Мотовилихи) во главе с архиепископом Глебом, им предъявили обвинение в участии в «церковной группе, ведущей контрреволюционную агитацию, среди религиозно-настроенной части населения о скорой войне и перевороте Советской власти». В 1936 г. состоялся процесс над 19 священнослужителями, их признали виновными в «антисоветской деятельности», приговорили к разным срокам заключения. Архиепископ Глеб был расстрелян в лагере 3 ноября 1937 г. Временно Пермской епархией руководил Свердловский архиепископ Макарий (Звёздов), после его ареста в 1937 г.— архиепископ Петр (Савельев).

С лета 1936 г., в связи с публикацией 12 июня проекта новой Конституции СССР, а затем и окончательного текста Конституции (5 декабря) по всей стране активизировалась антирелигиозная работа. 1 декабря 1936 г. председатель свердловского областного «Союза воинствующих безбожников» во все райкомы партии выслал директивы, в соответствии с которыми необходимо было провести новый набор членов в «Союз», созвать конференции и т. д. Степень религиозности населения изучали не партийные работники, а районные органы НКВД, которые информировали власти о религиозной обстановке. В Кунгурский райком ВКП(б) 23 дек. 1936 г. поступила докладная записка начальника Кунгурского районного отдела НКВД А. В. Пермякова «О настроениях в районе в связи с опубликованием проекта новой Конституции СССР», где говорилось: «Среди оставшегося в городе и районе духовенства и их приспешников наблюдаются усиленные а/с (антисоветские) проявления и распространение среди населения провокационных слухов о ″перемене власти»... церкви все должны быть возвращены верующим и т. д.» 20 апреля 1937 г. вышло постановление бюро Свердловского обкома ВКП (б) «О вылазках церковников». 24 апреля 1937 г. 1-й секретарь подписал директиву обкома ВКП(б) «О контрреволюционной деятельности духовенства и необходимости активизации антирелигиозной работы на местах». В директиве говорилось о том, что «контрреволюционная деятельность» духовенства носит «диверсионный и террористический характер», указывалось «на наличие единого организующего центра, которым нередко является японская разведка и троцкисты». В передовице газете «Звезда» от 9 июня 1937 г. под названием «Широко развернуть антирелигиозную пропаганду» содержалась резкая критика недостаточно активной работы «Союза воинствующих безбожников». В марте-августе 1937 г. Пермский горотдел НКВД арестовал 37 человек. Из них 22 человека являлись православными клириками, один бывший церковный староста, 10 военнослужащих 9-го стройбатальона пермского гарнизона, из которых один бывший служитель культа, другой сын священника. Все они обвинялись в принадлежности к «контрреволюционной шпионско-диверсионной повстанческой организации» и были осуждены по решению тройки УНКВД Свердловской области от 25 августа 1937 г. к высшей мере наказания.

30 июля 1937 г. вышел приказ наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», к которым были отнесены в т. ч. «церковники». Утверждалась разнарядка на репрессии. Свердловская обл. имела разнарядку на расстрел 4 тыс. человек и на заключение в ИТЛ 6 тыс. человек (для сравнения: в Ленинградской области должны были расстрелять 4 тыс. человек и заключить в лагеря 10 тыс. человек). В соответствии с этим приказом в Прикамье было расстреляно 8 тыс. человек, в т. ч. священноцерковнослужители, монашествующие, верующие миряне.

В Берёзовском и в других районах Прикамья в августе - октябре 1937 г. был арестован 21 клирик. Арестованных обвинили в принадлежности к «контрреволюционной повстанческой организации церковников на Урале, деятельность которой направлялась так называемым Объединенным церковно-политическим центром, поддерживавшим преступные связи с иностранными разведками, а также «Уральским повстанческим штабом»». По решению тройки от 17 октября 1937 г. 4 человек были расстреляны, 17 человек приговорили к 10 годам лишения свободы. Это была часть всесоюзного дела «Объединенного церковно-политического центра», во главе которого якобы стояли Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Алексий (Симанский). Уполномоченными «Центра...» в Свердловске являлись: у григориан – «митрополит» Петр (Холмогорцев), у «сергиевских» приходов — Свердловские архиепископы Макарий (Звёздов), Петр (Савельев), у обновленцев – «митрополиты» Сергий (Корнеев), Михаил (Трубин). В соответствии с отчетом начальника управления НКВД Д. М. Дмитриева по этому делу в Свердловской обл. было арестовано 1700 человек. Особенно крупные задержания были произведены кроме Перми и Свердловска в Коми-Пермяцком округе и в Красноуфимском районе.

В Коми-Пермяцком округе в августе - сентябре 1937 г. были арестованы все священнослужители как канонической Церкви, так и обновленцы (григориан не было) — находившиеся на свободе, в ссылке или в лагере. По версии следствия, отбывавший в Кудымкаре ссылку Свердловский архиеп. Макарий (Звёздов) создал «контрреволюционную повстанческую организацию церковников, которая насчитывала в своих рядах свыше 200 участников и располагающая значительным количеством огнестрельного оружия». Перед Коми-Пермяцким окротделом НКВД стояла сложная задача - найти 200 «церковников» в малонаселенном округе, в выявлении «контрреволюционеров» окротделу помогала следственная бригада из областного управления НКВД.

Среди священно- и церковнослужителей и церковных активистов Пермской епархии, репрессированных в 1937-1938 гг. по обвинению в участии в террористических и повстанческих организациях, более 60 % составляли люди в возрасте от 50 до 90 лет (основная группа – 60-70-летние священнослужители). 2/3 священников были выходцами из семей священно- и церковнослужителей. В отличии от других регионов в Пермской епархии в 20-30-х гг. XX в. служили преимущественно  священники, рожденные в Прикамье.

С августа 1938 г. руководство Пермской епархией осуществлял благочинный священник Николай Павлович Пшеничников, служивший в Успенской (Старокладбищенской) церкви в Перми. По-видимому, благодаря его усилиям в конце 1938 - 1-й пол. 1939 г.  количество обрядов, совершавшихся в Успенской церкви резко возросло. В октябре-декабре 1938 г. было совершено 377 крещений, 213 отпеваний, 21 венчание. В январе-июне 1939 г. в Успенской церкви совершено 1951 крещение, 849 отпеваний, 68 венчаний. В июле-августе 1939 г. причт и актив Успенской церкви, включая благочинного (10 человек), были арестованы. Священника Николая Пшеничникова обвинили в том, что он «создал и возглавил контрреволюционную организацию церковников в городе Перми, куда завербовал активных церковников: Симонова, Логинова, Пьяных, Лукаша-Андроника, Лычникова, Оборину, Панову, которые по его заданию проводили контрреволюционную пропаганду среди населения, объединяли верующих вокруг церквей». 6 человек были приговорены к 5 годам ИТЛ.

По материалам Правсолавной энциклопедии, том 50