По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Из истории Пермской епархии. Репрессии против пермского духовенства. Часть 3.

В сентябре 1922 г. состоялся обновленческий съезд духовенства и мирян Пермской епархии, избравший епархиальный совет под председательством епископа Сильвестра (Братановского). Общее руководство перестройкой церковноприходской жизни было возложено на Трубина. Предполагалось создание епископских кафедр в уездных городах. 18 декабря 1922 г. были выдвинуты кандидаты в викарные епископы: протоиерей Никанор Пономарёв, священномученик Николай Ашихмин (поставлен 31 декабря во «епископа Кунгурского»)  и мирянин Колмогоров. 22 декабря епископ Сильвестр был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей. В это время в Пермской епархии уже имелось около 240 обновленческих приходов.

В июне 1922 г. провели учредительную конференцию немногочисленные пермские сторонники «Трудовой церкви», их лидером был протоиерей Н. Булдыгин. Формально объединение возглавил обновленческий «Красноуфимский епископ» Михаил (Бирюков), его заместителем являлся «Кунгурский епископ» Николай Ашихмин. 30 мая 1924 г. Управление объединения христианско-православных трудовых общин Пермской епархии, размещавшееся в Воскресенском храме, издало обращение, в котором, в частности, говорилось: «Наша платформа называется обновленческой. Но мы заявляем, что какое-либо возможное изменение в Церкви может касаться лишь некоторых внешних форм церковной жизни, но никак не существа веры, догматы которой остаются незыблемыми навеки».

Урал стал одним из оплотов обновленчества, из 36 обновленческих епархий 12 находилось на Урале, центром движения был Екатеринбург (в 1924–1991 Свердловск). В 1927 г. в Уральском регионе действовали 1903 прихода, из них обновленческому синоду подчинялся 651 приход, т. е. почти треть. Из 600 общин Пермской епархии обновленцам удалось склонить на свою сторону одну треть, свыше 300 общин поддерживали Патриарха святителя Тихона, 50 приходов были «автокефальными». Канонических священников было в полтора, а диаконов в 2 раза больше, чем обновленческих. Обновленцы создавали в Перми молодежные кружки («христомол»), «женотделы», сестричества, «кружки равнителей веры». Несмотря на активную деятельность обновленцев, количество их приходов в Пермской епархии сокращалось. К 5 дек. 1924 г. на территории епархии действовали 200 таких приходов, к 5 ноября 1925 г.— 108 приходов (в 1924 в епархии насчитывалось 315 канонических приходов, в следующем году —  482 прихода). К 1 ноября 1927 г. на территории епархии действовали 50 обновленческих церквей. Обновленческие приходы существовали в регионе до 1948 г.

Для всего послереволюционного времени был характерен агрессивный процесс национализации и «утилизации» церковного имущества. В сент. 1919 г. было объявлено об уничтожении всех домовых церквей, к концу следующего года все домовые храмы были закрыты и использовались в хозяйственных целях. В архиерейском доме расположился госпиталь, в домовой церкви — музей, в марте 1922 г. все здание передали художественному музею (открылся 7 ноября 1922). В 1927 г. в здании Пермской духовной семинарии разместился зоологический сад при Пермском краеведческом музее. Здание Спасо-Преображенского собора оставили верующим, но власти чинили препятствия функционированию собора. В 1924 г. с храма были сняты колокола, повреждена его крыша, в соборе запретили проводить службы. К 1927 г. община завершила капитальный ремонт собора. 26 марта 1931 г. решением ВЦИК собор был закрыт. 22 апреля Пермский городской совет принял постановление, по которому за краеведческим музеем в постоянное пользование были закреплены архиерейский дом, Спасо-Преображенский собор и Архиерейское кладбище. В 1932 г. на территории Архиерейского кладбища и сада (сада «Металлург») разместился зоопарк.

С конца 20-х гг. шло массовое закрытие церквей. Оно сопровождалось пропагандистской кампанией в газетах, антирелигиозной работой на предприятиях, проведением собраний трудящихся с принятием резолюций о передаче культовых зданий в жилищный фонд или для культурных учреждений. В Соликамске был составлен секретный «Общий план кампании по закрытию 5 церквей». В результате в городе в конце 20-х гг. «всего 5 церквей, все закрыты, функционирующих церквей нет, служителей культа нет».  В 1929 г. на территории Пермской епархии было закрыто 32 «религиозных учреждения» (всех конфессий), в 1930 г.— 30 «религиозных учреждений». К 1931 г. в Уральском регионе закрыли 173 молитвенных здания (из них 171 церковь), в 1932 г.— 237 (из них 224 церкви), в 1933 г.—147 (из них 142 церкви), в 1935 г.— 135, в 1936 г.— 191 молитвенное здание. На 1 янв. 1937 г. на Урале осталось 340 действующих церквей (канонических, раскольнических и старообрядческих) и 500 священно- и церковнослужителей. Из них на территории Пермской епархии действовали 210 храмов (на территории Свердловской епархии — 130 храмов). В Пермском и Кунгурском районах к 1 янв.1937 г. действовали соответственно 12 и 9 церквей. В Чердынском районе на 39 сельсоветов имелась 31 действующая церковь (11 канонических, 18 обновленческих, 2 старообрядческие). На территории Пермской епархии в 1928–1941 гг. было закрыто 348 молитвенных зданий.

Репрессии в отношении духовенства активизировались в 1929 г., когда к различным срокам заключения были приговорены 48 священно- и церковнослужителей на территории Пермской епархии, в 1930 г. были осуждены 45 клириков, в 1931 г.— 19, в 1932 г.— 20, в 1933 г. — 59 клириков. Приговоров к высшей мере наказания почти не было. Пик репрессий пришелся на 1937–1938 гг. В 1937 г. были осуждены 348 клириков, из них 217 чел. были приговорены к расстрелу, в 1938 г. из 40 осужденных священно- и церковнослужителей были расстреляны 24 человек. В 1929–1941 гг. подверглись репрессиям 957 священно- и церковнослужителей.

3 января 1930 г. были осуждены соратник Пермского епископа священномученика Павлина (Крошечкина) архимандрит преподобноисповедник Таврион (Батозский), протоиерей Николай Долгушин и член церковного совета А. В. Запольских. Их обвиняли в том, что «данная группа, захватив в свои руки управление одной из церквей г. Перми (Феодосиевской), сплотила вокруг себя антисоветский и чуждый элемент и вела систематическую подпольную агитацию против Соввласти в религиозной массе». Архимандрита преподобноисповедника Тавриона приговорили к 3 годам ИТЛ, протоиерея Николая  и Запольских — к ссылке на 3 года. Феодосиевская церковь, незадолго до этого возвращенная из григорианского раскола, была закрыта. В 1932 г. к 3 годам ИТЛ был приговорен настоятель Старокладбищенской (Успенской) церкви протоиерей Леонид Зубарев. В материалах следствия сохранилась его характеристика: «Следствием выявлено, что, являясь стойким борцом за укрепление устоев православной церкви, Зубарев с первых дней революции и до последнего времени, вел решительную борьбу с различного рода церковными течениями, ограждая церковь от раздробления, и этим самым в церковных сферах создал себе авторитет и славу столпа Пермского православия». В январе 1933 г. местный оперсектор ОГПУ ликвидировал в Перми «антисоветскую группировку «бывших людей» и духовенства» из 15 человек, среди них был бывший городской голова, 4 священнослужителя, регент церковного хора и сын священника; они встречались и обсуждали  газетные статьи и политические события.

(Продолжение следует)

По материалам Правсолавной энциклопедии, том 50