По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Из истории Пермской епархии. Первая половина XIX века.

Епископ Иустин (Вишневский), занимавший Пермскую кафедру с 1802 по 1823 годы, расширил программу обучения в Пермской духовной семинарии, перевел семинаристов в новое здание, заботился о пополнении семинарской библиотеки, о снабжении классов учебным оборудованием и об улучшении быта казеннокоштных воспитанников. Архиерея называли покровителем проповедничества и выдающимся мастером церковной проповеди; он поощрял талантливых проповедников. По его благословению в епархии были возведены первые единоверческие храмы. При епископе Иустине по указу Императора Александра I Павловича от 31 декабря 1809 года, Тихвинская община-богадельня была обращена в екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинский) женский монастырь.

Архиерей опубликовал «увещание» жителям Пермской губернии о прививании оспы, в 1818 году для успокоения народа в храмах зачитывали воззвание епископа Иустина по случаю голода. В том же году учреждено местное отделение Российского библейского общества (РБО). Усилиями министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына и возглавляемого им РБО в Пермской епархии распространялись мистические книги и брошюры. В 1819 г. завершилось строительство кафедрального Преображенского собора, была заложена его колокольня. В начале ХХ века благочиннический округ обычно объединял 20–30 приходов. Однако в 1823 году 31 приход Перми и Пермского уезда разделили на 4 благочиния.

В результате ревизии епархии секретарь консистории был уволен, архиерей отправлен на покой. До конца жизни епископ Иустин проживал в Перми и был погребен под алтарем кафедрального собора. Его преемник, епископ Дионисий (Цветаев) способствовал укреплению единоверия, а также вел борьбу с консисторией, пытаясь ограничить ее права. Сменивший его на кафедре епископ святитель Мелетий (Леонтович) из-за острого конфликта епископа Дионисия с консисторией, по словам своего преемника на Пермской кафедре архиепископа Аркадия (Фёдорова), «боялся Перми как огня». Тем не менее деятельность епископа святителя Мелетия на Пермской кафедре дала повод тому же архиеп. Аркадию назвать его «светильником Пермской епархии». Для подготовки студентов семинарии к принятию сана епископ святитель Мелетий составил «Ставленнический катехизис». В 1829 г. Пермский архиерей ходатайствовал перед губернатором К. Я. Тюфяевым о строительстве отдельного здания консистории. В 1829 году епископ освятил Скорбященскую церковь при губернской тюрьме. В ходе поездок по епархии архиерей много проповедовал, изучал архивы, библиотеки и ризницы, а также выявил, что в некоторых храмах не хватало священнослужителей (в 1830 в епархии было 63 священнические вакансии) и отсутствовали грамотные причетники. Согласно указу Синода от 7 января 1831 года, Пермскому епископу разрешалось рукополагать во священники лиц, не окончивших семинарский курс. В 1829-1831 годах построен каменный корпус Пермской духовной семинарии, в 1831 году завершилось строительство соборной колокольни.

Архиепископ Аркадий (Фёдоров) активно способствовал присоединению к Церкви старообрядцев, сектантов и иноверцев. Он докладывал об обращении за время управления им епархией более 100 тысяч старообрядцев (из которых свыше 70 тысяч человек вернулись в Церковь, перейдя в единоверие), а также об обращении в Православие 3 тысяч человек из числа мусульман, иудеев и язычников. Архиерей часто посещал приходы обширной епархии. При нем количество храмов в епархии увеличилось с 440 в 1831 года до 606 в 1851 году; в частности, была возведена Троицкая (Слудская) церковь в Перми (ныне кафедральный собор). С увеличением числа приходов выросли и доходы от продажи свечей: если в 1821-1830 годах свечной доход составлял 28-35 тысяч рублей ассигнациями, то к 1854 году он превысил 58 тысяч рублей. 20 ноября 1836 года архиепископ Аркадий переосвятил во имя святителя Митрофана Воронежского крестовую церковь архиерейского дома. В 1843 году построено каменное 2-этажное здание консистории.

В 1833 году для усиления противодействия старообрядчеству Синод по инициативе Пермского архиерея учредил Екатеринбургское викариатство; епархия стала именоваться Пермской и Верхотурской. В соответствии с синодальной инструкцией Екатеринбургскому епископу, составленной с учетом мнения архиепископа Аркадия, викарий получал незначительные полномочия. По вопросам миссии викарий должен был находиться «в непрерывном секретном сношении с епархиальным архиереем». Однако 1‑й Екатеринбургский викарий епископ Евлампий (Пятницкий), рассчитывая на поддержку Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова), нередко проявлял самостоятельность, в частности обращался в Синод, минуя епархиального архиерея. Пермская духовная консистория отменила ряд распоряжений епископа Евлампия. В ходе конфликта Пермского архиепископа Аркадия и Екатеринбургского епископа Мелхиседека (Золотинского) последний в 1843 году жаловался на управляющего епархией в Синод. В дальнейшем Екатеринбургские епископы неоднократно предпринимали попытки добиться через Синод отделения викариатства от Пермской епархии.  

В 1848 году секретарь консистории И. П. Архаров сообщил в Синод о «произволе» архиепископа Аркадия, о том, что дела в консистории ведутся не в «законном порядке» и что донесения Пермского архиерея в Синод не всегда истинны. Кроме того, секретарь отметил засилье в епархии родственников архиепископа и писал о притеснении местных клириков. В свою очередь архиепископ Аркадий сообщил в Синод, что Архаров «вреден для… епархиального управления» и просил назначить другого секретаря консистории. Для проверки обеих жалоб Синод послал в Пермь в 1849 году следственную комиссию. В результате архиепископу Аркадию объявили строгий выговор. Синод отмечал, что «вредные службе и нравственному благу» распоряжения Пермского архиерея были рассмотрены «с крайним прискорбием» и что «произвольное… и без законных причин перемещение духовенства» крайне разорительно для его подчиненных. Также архиепископу Аркадию ставилось в вину предоставление его родственникам наиболее выгодных мест и указание «противного истине» (завышенного) числа воссоединившихся с Церковью старообрядцев, которое «может вредить самому делу». В 1851 году архиепископа Аркадия назначили на менее престижную Олонецкую кафедру. В фонде 796 РГИА имеется крупный массив малоизученных документов, относящихся к деятельности этого иерарха.

По материалам Православной энциклопедии, том 50