По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Из истории Пермской епархии. Пермская (Молотовская) епархия в 1941–1990 годах. Часть 1

В июне 1941 г. в Прикамье (на территории Молотовской области) функционировали 8 церквей и часовня. Из них шесть церквей и часовня находились в юрисдикции Московской Патриархии: Иоанно-Богословская в г. Лысьва, Пророко-Ильинская в с. Усть-Сыны, Петропавловская в с. Симонята, Всехсвятская в пос. Дедюхино (в черте г. Березники), Иоанно-Златоустовская в с. Шубине, Духовская в с. Засполове, Сретенская в с. Романове.

Обновленческие общины занимали два церковных здания: Троицкую церковь в с. Лёнва (в черте г. Березники) и часовню в с. Покча. До образования в сентябре 1943 г. Совета по делам Русской Православной Церкви храмы открывались решением СНК СССР. С начала войны до восстановления Молотовской (Пермской) епархии (июнь 1941- сентябрь 1943) в Прикамье было открыто тринадцать православных церквей, переданных в управление патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому).

Восстановленная в сентябре 1943 г. Молотовская  епархия объединила девятнадцать храмов. 7 сентября 1943 г. епископом Молотовским был назначен пребывавший на покое Александр (Толстопятов), с 26 декабря 1944 г. он имел титул «епископ Молотовский и Соликамский». Кафедральным стал единственный действующий в Перми с февраля 1942 г. Всехсвятский Новокладбищенский храм. К приезду в Молотов епископа Александра храм был освящена 19 августа 1942 г. архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым), оказавшимся проездом в Молотове. Первым уполномоченным Совета по делам РПЦ по Молотовской области 14 декабря 1943 г. стал Л. И. Смирнов.

В декабре 1943 г. епископ Александр подал уполномоченному ходатайство об открытии в г. Молотове Спасо-Преображенского кафедрального собора, занятого музеем, и Троицкой Слудской церкви. Местные власти дали согласие на открытие только Слудской церкви, здание которой с 1932 г. использовалось под склад тяжелых орудий. 28 февраля 1944 г. Совет по делам РПЦ разрешил передачу Троицкой церкви, которая получила статус кафедрального собора. 25 мая 1944 г. епископ Александр освятил главный престол Троицкого собора. В июле 1944 г. двухэтажный дом в ограде собора был оборудован под епархиальное управление и резиденцию архиерея.

К январю 1944 г. в Прикамье насчитывалась 691 закрытая церковь. Из них использовалось под школы и клубы – 365, для хозяйственных нужд – 271, неиспользованных зданий – 48. В 1944 г. были открыты 22 храма. С января по май 1945 г. открылось 6 церквей. Всего в годы Великой Отечественной войны в Молотовской области был открыт 41 православный храм. Ко Дню Победы в составе Молотовской и Соликамской епархии насчитывалось 48 храмов, из них 2 – в Молотове. Действующие храмы находились в 15 районах области, в 41 районе открытых церквей не было. В руках обновленцев оставались Митрофаниевский в г. Добрянка и часовня в с. Покча, обновленческий клир состоял из 2 священников, 2 диаконов и псаломщика. Репрессивные действия органов НКВД в отношении духовенства продолжались и в военный период: с июня 1941 до середины 1943 г. было арестовано 6 священнослужителей. В январе 1945 г. богослужения совершались в 43 из 49 действующих церквей, в 6 храмах священники отсутствовали или не были назначены.

Епископ Александр обратил внимание на низкую образованность духовенства. На 1 июля 1944 г. в штате епархии числились 40 священников, 30 диаконов и 12 псаломщиков. Священников в возрасте от 25 до 45 лет было 7 человек. Более 20 человек – в возрасте от 65 до 85 лет. Богословское образование имели 39% клириков. Среднее богословское образование (окончили духовную семинарию) имели 24 клирика епархии; высшее образование (окончили духовную академию или богословский институт) помимо епископа имели священники Михаил Лукканен и Леонид Зубарев. Низшее светское образование имел 51 клирик, среднее светское образование было у 13 клириков, высшее — у одного клирика. Ввиду отсутствия преподавательских кадров еп. Александр не смог открыть в епархии богословско-пастырские курсы, хотя и обдумывал этот проект. Епископ подготовил 2 кандидатов для поступления на Богословско-пастырские курсы в Москве.

Епископ Александр призывал верующих помогать фронту. В 1942 г. приходской совет Митрофаниевской церкви в пос. Добрянка (с 1943 – город) внес в Фонд обороны 4 тысячи рублей, храм свт. Иоанна Златоуста в с. Шубине – 6500 рублей. Всехсвятская Новокладбищенская церковь в Молотове перечислила к празднику 1 мая на подарки бойцам Красной Армии 5 тысяч рублей. 11 января 1943 г. священник Иоанно-Богословского храма в г. Лысьва Владимир Лычников телеграфировал И. В. Сталину о собранных общиной храма за время войны 42 865 р. в Фонд обороны и 44 000 р. на постройку танковой колонны им. Димитрия Донского. В 1943-1945 гг. приход Всехсвятской Новокладбищенской церкви в Молотове перечислил на строительство танков Т-34 свыше 300 тысяч рублей, в Фонд обороны – 1 625 000 рублей. В газете «Правда» была опубликована благодарственная телеграмма Сталина духовенству и верующим молотовской Новокладбищенской церкви. С января по июль 1945 г. духовенство и прихожане храмов Молотовской епархии оказали помощь государству на сумму 4 476 004 рублей.

Многие священнослужители Пермской епархии, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, были призваны в ряды действующей армии. Три клирика Молотовской епархии принимали участие в боевых действиях и были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» — свящ. Иоанн Смердов, диаконы Арсений Пантелеимонов и Василий Балдин.

22 февраля 1945 г. епископ Молотовский и Соликамский Александр был возведен в сан архиепископа, 23 сентября архиерей скончался.

Указом патриарха Алексия I от 12 января 1946 г. на Молотовскую кафедру был назначен архиепископ Иоанн (Лавриненко), настоятель русского православного храма в Марианске-Лазне (Чехословакия). 20 мая он прибыл в Молотов. В конце 1945 г. Молотовская епархия насчитывала 57 храмов, в 18 из 46 районов Молотовской области не было действующих церквей. В 1946 г. было открыто 8 церквей, в 1947 г. - 6 церквей. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Молотовской области П. С. Горбунов старался сдерживать процесс возрождения церковной жизни, в 1946 г. он отказал общине в возвращении Спасо-Преображенского собора. В апреле 1946 г. в штате Молотовской епархии числились 94 чел.: 73 священника, 12 диаконов и 9 псаломщиков. В Молотовской области к 1 апреля 1946 г. проживали 34 заштатных священника, но при назначении на приходы архиепископ Иоанн отдавал предпочтение клирикам из других регионов, прошедшим лагеря и ссылки. Уполномоченный сообщал в Москву: «Такие лица в нашей области крайне нежелательны, но правящий архиерей подбирает и приглашает к себе именно таких лиц». В 1947 г. архиерей обратился с просьбой «открыть в г. Молотове духовную семинарию или богословские курсы для подготовки достойных пастырей для церквей Урала и Сибири», но уполномоченный сообщил, что горисполком не имеет возможности предоставить помещение. В 1948 г. МГБ начало пересматривать следственные дела 30-х гг., на основе которых предъявлялися новые обвинения. В Молотовской епархии в 1947-1949 гг. было арестовано более 10 священнослужителей. 16 февраля 1949 г. арестовали секретаря архиепископа Иоанна протоиерея Михаила Зеленецкого, 9 сентября – диакона Всехсвятской Новокладбищенской церкви Александра Маркова, во время гражданской войны ушедшего с войсками Колчака в Сибирь.

В 1948 г. вблизи Молотова началось строительство Камской ГЭС. В связи с появлением зоны затопления в 1949 г. уполномоченный снял с регистрации 8 церквей. Архиепископ Иоанн написал об этом патриарху Алексию и попросил его обратиться в Совет. Г. Г. Карпов в письме от 18 ноября 1949 г. предписал Горбунову не допускать «одновременного закрытия нескольких церквей в области, что может быть понято как кампания в этом направлении». Но к концу 1949 г. 7 церквей лишились регистрации, в 1948–1955 гг. в Молотовской области было снято с учета 14 храмов.

В апреле 1950 г. в Молотовской епархии насчитывалось 90 священнослужителей (75 священников и 15 диаконов), из них 63 человек были старше 55 лет. В 1949 г. по направлению из Молотовской епархии в духовных учебных заведениях в Москве, Ленинграде, Саратове обучались 6 юношей, в 1955 г.— 13 молодых людей. Уполномоченный отмечал, что на прибытие молодых образованных выпускников «очень рассчитывает архиепископ Иоанн, принимает их ежегодно в каникулярное время в приходы епархии на практику, поощряет и даже склоняет некоторых до окончания курса семинарии принять духовный сан, с тем чтобы задержать в приходах своей епархии». «В 1953 г. было посвящено в сан 6 человек, в 1954 – 8 человек, в 1955 – 15 человек, за 6 месяцев 1956 г. – 8 человек... Посвящение идет в основном за счет молодежи» — сообщал в Москву Горбунов. В 1950–1955 гг. численность духовенства возросла с 90 до 109 человек, из них 26 человек были рукоположены в этот период. 31 мая 1956 г. архиепископ Иоанн (Лавриненко) был переведен на Алма-Атинскую кафедру.

По материалам Правсолавной энциклопедии, том 50