По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Из истории Пермской епархии. Накануне революции

При епископе Иоанне (Алексееве; 1902-1905) в Перми образовались три прихода; архиерей добился через Синод казенных субсидий на жалованье священнослужителям инородческих приходов. В 1903 году в помощь ослепшему епископу Иоанну было учреждено Кунгурское викариатство, которое возглавил епископ Павел (Поспелов). 1 января  1905 года епископ Иоанн скончался, Кунгурский епископ Павел (17 января 1905 года был назначен епископом Глазовским) временно управлял Пермской епархией до прибытия на кафедру нового Пермского епископа Никанора (Надеждина; 1905-1908). Кунгурское викариатство не замещалось до 1924 года. Пермский губернатор Болотов утверждал, что «с прибытием… Никанора появились надежды, что в делах епархиального управления наступят лучшие времена, но надежды оказались напрасными». Новый архиерей, продолжал он, «оказался не только плохим администратором, но и крайне недеятельным человеком», т. к. все дела епархии передал в ведение консистории .

В 1905 году в духе революционных веяний в Перми организовался «Союз пастырей Пермской епархии», который должен был противостоять архиерейскому «произволу». В январе  1906 года состоялся экстренный епархиальный съезд, в котором участвовали 74 делегата (монашествующие отсутствовали), председателем съезда числился епархиальный архиерей, но он посещал не все заседания, в его отсутствие заседаниями руководил товарищ председателя съезда священник Феодор Адриановский. Съезд, не учитывая мнение архиерея, среди прочего постановил ходатайствовать перед Синодом о «постепенном» закрытии монастырей, «не имеющих исторических заслуг и не известных строго идеальной жизнью монашествующих», имущество и капиталы закрываемых обителей передать в фонд на содержание бедных представителей духовенства. В связи с распространением левых идей среди духовенства Пермской епархии в начале 1906 года по указанию Синода епархию ревизовал Владимирский епископ Никон (Софийский; впоследствии архиепископ).

29 января 1907 года состоялись торжества в честь 300-летия канонизации святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских (местное празднование святым в с. Усть-Вымь восходит к 1607 году). В том же году Стефаново братство получило официально наименование «Пермское епархиальное братство во имя святителя Стефана и святых его преемников - Герасима, Питирима и Ионы». Епископ Никанор распорядился освящать во имя святителей храмы и престолы, а также иметь их образ в каждой церкви епархии. По просьбе Пермского архиерея Томский архиепископ святитель Макарий (Невский; впоследствии митрополит) передал Пермской епархии частицу мощей святителя Стефана Пермского (доставлена в Пермь 20 июня 1907 года). 26 апреля 1908 года в Перми впервые состоялось торжественное общегородское празднование памяти святителя Стефана с крестным ходом.

При епископе Никаноре, в 1907 году, основана еловская Фаворская Преображенская мужская пустынь близ с. Елово Осинского уезда (ныне территория пос. Фавор Еловского района). Епископ ежегодно обозревал Пермскую епархию, за время пребывания на кафедре совершив 26 архипастырских поездок.

28 ноября 1908 года епископ Никанор был назначен на Олонецкую кафедру. В связи с тем что его удаления из Перми добивался губернатор Болотов, Ярославский архиепископ святитель  Тихон (Беллавин; впоследствии патриарх Московский и всея России) писал члену Синода Киевскому митрополиту Флавиану (Городецкому): «…не слишком ли много придаете веры и весу донесениям губернаторов об архиереях?».

При епископе Палладии (Добронравове; 1908-1914) участилось воссоединение старообрядцев с Церковью; Синод отмечал первенство епархии в миссионерском деле. Архиерей уделял большое внимание проповедничеству, его проповеди имели успех среди представителей интеллигенции, а в епархии был учрежден Проповеднический наблюдательный комитет. В 1911 г. в епархии действовали 474 храма. 17 окт. 1912 г. организовано Пермское церковно-археологическое общество. Епископ Палладий активно способствовал развитию в епархии трезвеннического движения.

При архиепископе священномученике Андронике (Никольском; 1914-1918 годы, до 12 апреля 1918 года в сане епископа) в епархии возникли кунгурская Новоиверская мужская община, оханская Гефсиманская Владимирская женская пустынь и чусовское Благовещенское-на-Городище мужское монашеское общежитие. Архиерей заботился об активизации приходской жизни, рекомендовал духовенству епархии вводить общенародное пение за богослужением; по его инициативе организовывались духовно-просветительные беседы, лекции по церковной истории, церковной археологии и др. При Преображенском кафедральном соборе возникло общество хоругвеносцев. В связи с нехваткой единоверческих священнослужителей архиерей организовал в Перми пастырские курсы для их подготовки.

С начала 1916 года епископ священномученик Андроник добивался образования викарной кафедры и назначения на нее своего ближайшего помощника ректора Пермской духовной семинарии архимандрита священномученика Пимена (Белоликова). Однако при учреждении 1 июля 1916 года Соликамского викариатства на Соликамскую кафедру был назначен бывший начальник Урмийской духовной миссии епископ Сергий (Лавров; впоследствии снял с себя сан), архимандрит священномученик Пимен 7 июля определен начальником Урмийской миссии с возведением в сан епископа. Епископ Сергий от назначения викарием Пермской епархии отказался, до февраля 1917 года Соликамское викариатство не замещалось. К 1 января 1917 года в Пермской епархии насчитывалось около 520 храмов.

По материалам Православной энциклопедии, том 50