По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.
Главная страница
Прав. календарь
      

Древнейшее письменное упоминание о явлении Божией Матери около Обвинска 22 мая 1685 года

Текст, первоначально написанный на пергаменте, был опубликован в 1888 году в газете «Пермские губернские ведомости».

Дословное воспроизведение текста из № 48 «Пермских губернских ведомостей», 1888 г., стр. 173:

Исторія древняго Обвинскаго Успенскаго монастыря

(изъ старинныхъ рукописей)

Мѣсто,  на которомъ находится въ настоящее время Успенскій Обвинскій женскій монастырь въ XVII вѣкѣ было совершенно пустое ненаселенное. Въ Пятницу на 5 недѣлѣ послѣ Пасхи, въ 22 день Мая 1685 года крестьянинъ Карагайскаго села Верхъ – Пыжъянки рѣчки Родіонъ Новиковъ отправился изъ дому въ лѣсъ для своей работы, и войдя въ волокъ близъ большаго лѣса, увидѣль Матерь Божію, въ видѣ свѣтлообразнаго чѣловека, въ длинной бѣлой одеждѣ, повелѣвшаго взять изъ Рождественской церкви находившийся въ забвеніи въ притворѣ церковномъ въ углѣ трапезномъ междувратный Образъ Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Успенія и два колокола, собрать съ собою сиротъ и убогихъ и итти вверхъ Язьвы рѣчки на гарь между рѣчекъ Тюшемъ и Язьвою надъ лугами и тамъ поставить крестъ и часовню и въ ней Образъ Богородицы и послѣ часовни поставить на томъ мѣстѣ Церковь и монастырь на братолюбное моленіе инокомъ.

Въ 24 день Мая 1686 г. дана была Высочайшая Грамота оть Царей и Великихъ Князей Jоана и Петра Алексеевичей на постройку в следствии явления Пресвятыя Богородицы во образе человека, монастыря въ Рождественском приходе вверхъ по Язьве речке межъ речками на поросшей гарѣ и отводъ угодіи на прокормленіе братіи съ Усть Кырги речки по той Язьвѣ речки вверхъ по обѣ стороны до вершины и которыя малыя рѣчки въ ту рѣчку впали. 24 Jюня того 1686 г. последовала отъ Jоны Епископа Вятскаго и Великопермскаго благословенная грамота, на устройство монастыря, последовавшая вследствіе Высочайшей грамоты. Въ томъ же году устроена была существующая и теперь деревянная Церковь. Через 20 лѣт, въ 1706 г. былъ устроенъ каменный храм. Съ умноженіем монастырскихъ крестьянъ пришедший въ ветхость деревянный храм по Указу Вятской Д. Консистории въ Ноябрѣ 1772 года обращенъ въ приходскій, съ отделеніемъ отъ монастыря необходимый для отправления Богослуженія утвари и ризницы. При сокращеніи штатовъ монастырей по повелению Императрицы Екатерины II въ 1764 г. Верхъ Язьвинский монастырь былъ оставленъ за штатомъ, съ отобраніемъ отъ него всехъ земельныхъ угодій. Указомъ отъ 29 ноября 1789 г. упраздненъ и каменный храм обращенъ въ приходскій вмѣсто ветхой деревянной Введенской церкви.

Дословное воспроизведение текста из № 49 «Пермских губернских ведомостей», 1888 г., стр. 178:

Возстановление Обвинского монастыря

Успенскiй Верхь Язьвинскiй общежительный женскiй монастырь Соликамского уѣзда, Пермской Епархiи открыть при державѣ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая II Указомь Святѣйшаго Правительствующаго Синода оть 9 Марта 1905 г. за №2551 по ходатайству бывшаго Епископа Пермского Преосвященнѣйшаго Jоанна оть 6 Сентября 1903 г. за № 10 290. О возстановленiи монастыря ходатайствовали мѣстные жители, пожелавшiе на мѣстѣ бывшего прежде мужеского монастыря, устроенного вь честь явленiя чудотворной иконы Успенiя Божiей Матери старцу Родиону 22 Мая 1685 г. и упразднённого въ 1789 г. возобновить женскiй монастырь, сь цѣлiю релiгиозно-нравственного воздѣйствiя на мѣстное населенiе и для поддержания оставшагося отъ бывшаго монастыря древняго деревяннаго Введенскаго храма, каковое свое благочестивое желанiе вь приговорѣ своёмъ оть 18 Августа 1902 г. за №3 постановили представить на благоусмотрѣенiе Пермского Епархiального Начальства поручивь веденiе всего сего дѣла Статскому совѣтнику Ильѣ Прокопьевичу Бабину.

Открытiе монастыря совершено Преосвящѣйшимь Никоноромь Епископомь Пермскимь и Соликамскимь 22 Мая 1905 года.

Материал предоставил настоятель прихода «Мария — Царица Мира»
Римско-Католической Церкви в г. Березники Пермского края Эрих Мария Финк